До конца года Минсоцполитики Украины обещает индексировать зарплаты и пенсии украинцев примерно на 13% от суммы прожиточного минимума.
Пропорционально минималке (1176 грн на сегодня, вырастет до 1329 грн) повысятся социальные и минимальные пенсии, соцвыплаты инвалидам и т. п. суммы, привязанные к прожиточному минимуму, пишет “Сегодня“.
Однако и без калькулятора очевидно, что инфляция и девальвация национальной валюты требуют значительно большей прибавки к зарплате, причем не только бюджетной, ведь далеко не все в стране работают в этой сфере. Индексации, аналогичной уровню обесценивания гривни (по данным Госкомстата, за год, с июня 2015-го к июню 2014-го, инфляция составила 57,5%), ждать не приходится по ряду причин, а между тем в первом полугодии текущего года потребительские цены поднялись на 40,7%.
Деньги из ниоткуда не берутся: индексировать зарплаты и пенсии по уровню инфляции невозможно, объясняет старший экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь. Госсектор не в силах настолько наполнить бюджет; частный бизнес в условиях сокращения экономики тоже не жирует.
“В госсекторе и так отмечаются значительные сокращения расходов, и дополнительно что-то урезать сложно, — говорит эксперт. — Разве что сократить одних сотрудников и за их счет увеличить фонд оплаты труда другим”.
Кстати, формально закон об индексации распространяется не только на госпредприятия, но и на частников — его приняли в далеком 1991 году, когда бизнесом и не пахло, и не прописали, что индексации подлежат только госорганизации, а других тогда не было.
“Но фирмы не могут проиндексировать зарплаты наряду с бюджетниками, если ради выполнения закона придется увольнять людей: это внутренние дела фирм, и сам персонал вправе решать, чем или кем жертвовать”, — полагает Александр Жолудь.
Факторы, влияющие на наши зарплаты, разнообразны и глобальны. Если в стране собираются пересматривать условия приватизации, а бизнесмены беспокоятся о будущем своих активов, подоплеки для роста зарплат нет и не предвидится в ближайшие годы, объясняет экономист Александр Охрименко:
“Согласно расчетам МВФ, до Майдана в Украине зарплаты росли слишком быстро и неоправданно, и потому в ближайшее десятилетие существенного роста не ожидается, — рассказывает эксперт. — Даже в 2023-м средняя зарплата украинца прогнозируется на 20% ниже, чем была в 2013-м. Если два года назад вы получали 450 долларов, то выйдете на этот уровень не раньше 2025—2028-го”.
Уровень безработицы в ближайшие годы не упадет ниже 10%, а это значит, будет излишек рабсилы и стабильная возможность нанять сотрудников дешево. Надеяться, что зарубежные компании станут стимулятором процесса, не стоит: по мнению эксперта, они всегда платят исходя из общеукраинских стандартов и скорее, наоборот, почерпнут максимум выгоды из дешевой рабочей силы.
Сроки повышения зарплат у разных отраслей и должностей будут неодинаковыми, но закономерность прослеживается.
“Редкие и нужные специалисты получат восстановленные зарплаты быстрее, в течение года-полутора, если это время пойдет бизнесу на пользу, — объясняет Алла Коняева, интерим-менеджер. — У остальных компаний ежегодный прирост много лет подряд составлял в среднем 10% в год (только самые прибыльные делали индексацию на инфляцию, и зарплаты в течение года могли сделать скачок в 40—50%). Такая тенденция сохранится”.
У основной массы украинских компаний единой корпоративной системы вознаграждения, как правило, нет, отмечает Коняева. Есть сотрудники, зарплаты которых взметнутся (или уже взметнулись) сразу на нужный уровень, как только страна стабилизируется; доходы остальных будут прирастать с привычными 10%-ными темпами, пока трудовой бум не отберет ведущих кадров.
“Как только уровень безработицы снизится (в 2013 году он был равен 7,7%, в текущем — 10%), новые специалисты, которых с трудом будут находить эйчары, сразу получат оклады значительно выше, чем у “старой гвардии”, — прогнозирует Коняева. Чуть ли не единственный выход для ранее набранного персонала — добиться повышения зарплат до уровня новичков — лично говорить о надбавке с руководством. Но на это немногие решаются, боясь попасть в опалу.