Ремонт и модернизацию можно откладывать, пока Украину не накроет техногенная авария на одном из предприятий водопроводного хозяйства.
Украинские водоканалы угрожают банкротством и экологической эпидемией. В октябре Ассоциация водоканалов Украины “Укрводоканалэкология” обратилась к Верховной Раде с просьбой наложить мораторий на введения штрафов, пени и других финансовых санкций на предприятия, работавшие по заниженным тарифам и не получавшие своевременные субвенции из госбюджета.
“Долгое время тарифы на услуги централизованного водоснабжения были ниже себестоимости их производства и не могли покрывать даже стоимость электроэнергии. Свои обязательства компенсировать разницу в тарифах, льготы на жилищные субсидии населению государство выполняло с большим опозданием”, — объясняют в “Укрводоканалэкологии”.
Например, по данным представителей организации, погашение задолженности по разнице в тарифах за 2012-2013 годы было проведено только в декабре прошлого года.
По состоянию на 1 января 2015 года, общая задолженность по разнице в тарифах на услуги централизованного водоснабжения и водоотведения достигала 4 млрд грн. По подсчетам водоканалов, только штрафные санкции на эту сумму могут достичь миллиарда гривен. Такая ситуация делает предприятия водоснабжения и водоотведения весьма уязвимыми.
“Штраф не предусмотрен тарифом на водоснабжение и компенсациями из бюджета. Поэтому принудительное взимание штрафов приведет к аресту имущества, а потом — к искусственному банкротству водоканалов. За арестом счетов могут прийти коллекторские фирмы, которые будут “выбивать” последние деньги, забывая, что без них не будет ни реагентов, ни ремонтов. Если это произойдет одновременно с военными действиями на востоке страны, Украина будет вынуждена бороться с нечистотами и эпидемиями”, — говорят в “Укрводоканалэкологии”.
Дырявые сети
Впрочем, это не единственное слабое место водоканалов. Техническое состояние предприятий коммунальной монополии также вызывает у экспертов большие опасения. Водоканалы, которые провели ремонт и модернизацию за последние десять лет, можно пересчитать по пальцам одной руки — это Львовский и Запорожский. Оба предприятия это сделали за счет кредитов крупных международных организаций, которые финансируют подобные проекты. Еще 14 городов участвуют в программе Всемирного банка “Развитие городской инфраструктуры”. Но о каких-то итогах говорить рано — предприятия пока работают над устранением самых слабых мест.
Остальные водоканалы работать с кредитами не захотели. Но и денег на модернизацию не сумели получить ни из государственного, ни из местного бюджетов.
В итоге сейчас основная часть украинских водоканалов находится в крайне плохом техническом состоянии. Неудовлетворительное состояние и у большинства бюветов и колодцев, а артезианские воды во многих регионах требуют дополнительной очистки.
“Основные фонды предприятия водопроводно-канализационного хозяйства серьезно изношены и морально устарели, замены требуют 38% водопроводных сетей (69 тыс. км), 37% канализационных сетей (19 тыс. км), 29% насосных агрегатов канализационных насосных станций, 100% водопроводных и канализационных очистных сооружений нуждаются в частичной или полной модернизации”, — сообщили в пресс-службе Минрегионстроя.
По оценкам Федерации работодателей Украины, счет потерь воды идет даже не на сотни тысяч, а на десятки миллионов гривен в год.
Тарифный подход
Чиновники обещают исправить ситуацию. Только вот приступить к решению данной проблемы они решили с повышения тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения. За прошлые полтора года Национальная комиссия регулирования энергетики и коммунальных услуг дважды повышала тарифы на водоснабжение и водоотведение. В среднем за этот период вода подорожала для украинцев почти на 60%.
При этом качество предоставляемых услуг не улучшилось: потребителям по-прежнему приходится сталкиваться с перебоями поставок воды и плохим качеством — многие не только не используют воду из-под крана для приготовления еды, но и стараются не стирать светлые вещи в стиральной машине — ржавая вода, которая порой течет из кранов, может испортить вещи.
Есть причины у украинцев не доверять и финансовой деятельности водоканалов. Предприятия не раз фигурировали в коррупционных скандалах. Да и нормативы потребления воды также вызывают вопросы. “Как показывает опыт, в среднем, в квартире оборудованной счетчиками, ежемесячно используется от 1,5 до 3 кубометров воды. Но в тех квартирах, где не установлены счетчики, водоканалы начисляют почти двойную норму, т.е. человек не израсходовал ресурс, а его все равно списали… А сколько еще квартир без счетчиков?”, — говорит харьковчанин Сергей Коваленко (фамилия изменена по просьбе собеседника).
Пока украинцы по-своему решают проблемы. Одни взялись за установку поквартирных приборов учета. Другие нарушают законодательство — устанавливают специальные магниты на счетчики, которые позволяют занижать показания по потреблению воды. “Магнит нам обошелся в 180 гривен. При нынешних тарифах покупка окупилась за несколько месяцев”, — приводит нехитрые подсчеты Коваленко. Впрочем, если нарушение будет выявлено — Сергею придется заплатить штраф. Он может достигать 3,5 тыс. гривен.
Но водоканалы пока не практикуют внеплановые проверки квартир. Украинцы это осознают: в Сети множество предложений и немалый спрос на такие магниты.
Что это значит для водоканалов? Новые убытки и дыры в бюджете, который предприятия планируют направить на свой ремонт.
Что делать предприятиям коммунальных монополий? Проводить открытие аудиты, улучшать качество услуг и повышать доверие со стороны потребителей. Без этих мер повышать тарифы придется до бесконечности, а ремонт и модернизацию откладывать до тех пор, пока Украину не накроет какая-нибудь техногенная авария на одном из предприятий водопроводного хозяйства.
Светлана Еремина