Дождливым утром 19 сентября 1873 года возбужденная толпа собралась у Четвертого национального банка в нижнем Манхэттене.
Очередь растянулась через Пайн-стрит вниз до Нассау-стрит, и мокрые клиенты толкались друг с другом в борьбе за место. Некоторые люди догадались продавать места в очереди владельцам больших банковских депозитов. Люди пытались вывести свои деньги до закрытия банка.
Великая Паника 1873 года только началась, и множество авторитетных финансовых компаний в Нью-Йорке сразу же было закрыто: Robinson & Suydam, Jay Cooke & Co. Kenyon, Cox & Co. Ходили слухи о банкротстве Железной дороги Пенсильвании, и что Drexel, Morgan, & Co закрыли свой офис в Лондоне.
Назревал полномасштабный кризис, и он развернулся в считанные дни. Страну охватила паника. И это был не первый случай и не последний. В 1890-х годах обанкротились тысячи банков, и в первые годы ХХ века — еще 300 банков.
Конечно же, правительство вмешалось, «решив» банковскую проблему новыми законами: их блестящая идея заключалась в том, чтобы держать в резерве 15% от депозитов.
В 1907 году началась еще более масштабная паника, в ходе которой рухнули еще несколько крупнейших банков в стране.
Обстоятельства этих кризисов всегда разные. Но одним из наиболее распространенных общих для всех элементов являлась потеря доверия к банкам. Люди понимают, что банк на самом деле не держит их деньги. Он, например, берет их деньги тупо кредитует обанкротившуюся железнодорожную компанию в другом конце страны.
До тех пор, пока люди были уверены, что их деньги в безопасности, система функционировала нормально. Но как только возникали какие-либо сомнения, тут же разворачивалась кризисная эпопея.
Откровенно говоря, не так уж многое изменилось.
Более чем за столетие банковская сфера практически не претерпела никакой эволюции. Такое же мошенничество и обман, как всегда.
Мало кто понимает это. Банковская пропаганда настолько глубоко проникла в умы, что никто никогда не ставит под сомнение финансовую неприкосновенность своего банка. Мы идем в эти богатые здания с причудливой архитектурой, демонстрирующей почтенный возраст банков. Они вызывают в воображении образы консервативных мужчин в костюмах, тщательно обдумывающих каждую сделку и стоящих на защите капитала своих клиентов.
Они пытаются заставить нас чувствовать себя в безопасности, говоря нам, что все вклады «застрахованы правительством». Но оказывается, что все по большей части просто миф. Правительство, в конечном счете обеспечивающее всю банковскую систему, само является неплатежеспособным. Центральный банк, заведующий банковской системой, находится на грани неплатежеспособности. А что касается самих банков, многие из них плохо капитализированы и очень неликвидны.
Например, в JP Morgan и Citi денежные резервы составляют 3% от общей суммы вкладов клиентов. Это не совсем консервативно.
Как и сто лет назад, современный банкинг — это разновидность мошенничества, и стабильность банковской системы основана на невыполнимых обещаниях.
Так же, как это произошло с Lehman Brothers в 2008 году, или со всей кипрской банковской системой в прошлом году, мы можем лечь спать, предполагая, что все нормально, а проснуться уже совсем в другой реальности.
Вывод: не стоит надеяться на безопасность вашего банка. Пусть данные говорят сами за себя. Цифры говорят о многом.
Автор оригинала — Саймон Блэк. Переведено с сокращениями.