Более 80% российских предпринимателей считают, что в стране отсутствуют сколь-нибудь надежные механизмы защиты частной собственности.
К такому выводу пришли эксперты НАФИ, опросив руководящих сотрудников предприятий среднего и крупного бизнеса в 8 федеральных округах России.
Почти половина (51%) из 500 топ-менеджеров, принявших участие в исследовании, заявили, что хотя законодательная основа для защиты прав существует, ее применение на практике не работает.
Еще 30% считают, что частная собственность не защищена вовсе — ни на законодательном, ни на исполнительном уровне. Обратного мнения придерживаются лишь 11%.
В результате бизнес вынужден жить по «законам джунглей», где корпоративный конфликт решается не в правовом, а «понятийном» поле и где столкновение с крупным или близким государству игроком как правило гарантирует поражение, следует из данных НАФИ.
Так, больше половины (59%) руководителей предприятий полагают, что при возникновении конфликта с более крупной компанией защита прав возможна только при наличии административного ресурса.
В то, что российский суд способен вынести справедливое решение без применения к нему административных рычагов, верят меньше трети — 29%.
Причем чем меньше бизнес, тем менее уверенно он себя чувствует, выяснили в НАФИ: так, в крупных компаниях в возможность защитить свои права собственности верят 13%, а в средних предприятиях почти в 1,5 раза меньше — 9%.
Результаты опроса показывают, что «деловой климат в России в настоящее время переживает сложные времена», дипломатично констатирует директор по исследованиям НАФИ Тимур Аймалетдинов, передает сегодня Finanz.ru.
«Даже мэр Москвы уничижительно называет свидетельства о собственности «бумажками», — напоминает директор программы «Экономическая политика» Московского Центра Карнеги Андрей Мовчан.
По, его словам, в России сформировалась «феодально-коррупционная модель правоприменения», которая тормозит экономический рост, а риски, связанные с владением собственностью и правоприменением — как в спорах с государством в лице регулирующих, силовых и фискальных органов, — главные при ведении бизнеса.
В этих условиях естественной реакцией становится отказ от инвестиций в Россию — сперва в долгосрочные, а потом и в любые проекты — и отъезд местных предпринимателей и инвесторов, говорит Мовчан.
Чтобы порвать порочный круг, необходимы масштабные изменения законодательства, направленные на защиту предпринимателей и инвесторов: гарантии примата международных судов и права, презумпция невиновности в делах против государства, запрет на возбуждение уголовных дел при отсутствии поддерживающего решения и даже прямой передачи дела в гражданском процессе; повсеместное внедрение суда присяжных, программа защиты бизнеса при обвинении владельцев или топ-менеджеров, независимая всеобщая выборность судей начиная с низшего звена, система защиты добросовестного приобретателя и снятие всякой ответственности с держателя прав, в случае если права были действительно выданы государством вне зависимости от допущенных государством при этом нарушений, перечисляет он.
«В этих условиях капитал сам начинает идти в страну — и предприниматели осваивают новые инвестиции», — считает Мовчан.
В апреле этого года уполномоченный по защите прав предпринимателей при президенте России Борис Титов откровенно признал, что в России невозможно вести честный бизнес.
Комментируя эту новость, я напомнил, что в прошлом году основатель и основной владелец российской розничной сети «Магнит», владелец футбольного клуба «Краснодар» Сергей Галицкий озвучил чрезвычайно негативную оценку условий ведения бизнеса в РФ. По его словам, бизнес в России — это «ужас без конца».