Перемирие на Святой Земле достигнуто при помощи американской челночной дипломатии
Более недели над Газой, Иерусалимом и Тель-Авивом лил кровавый ракетный дождь. Он унес жизни около 150 человек в основном палестинцев. Наконец, поздно вечером в среду 21 ноября, кровавый дождь прекратился. В Каире госсекретарь США Хиллари Клинтон и министр иностранных дел Египта Мохамед Камель Амр объявили на совместной пресс-конференции, что достигнуто соглашение о прекращении огня.
Соглашение предусматривает обсуждение целого ряда вопросов, включая свободу передвижения из Газы и в Газу и заверения Израиля, что он не будет заниматься ликвидацией членов ХАМАС на территории Газы. Жители Газы высыпали на улицы и начали стрельбу в воздух, приветствуя перемирие как победу над израильской военной машиной.
Соглашение о перемирии было достигнуто в результате интенсивных однодневных переговоров, в которых участвовали Клинтон, президент Египта Мусри и палестинские представители. Споуксмен израильского правительства Марк Регев заявил, что соглашение призывает «к полному и тотальному прекращению всякой военной активности, начавшейся в Газе. Для нас это победа. Это то, чего мы хотели».
Уже после объявления о прекращении огня пять ракет были выпущены со стороны Газы по израильской территории. Израильский премьер-министр Нетаньяху заявил, что Тель-Авив вновь прибегнет к военным акциям, если прекращение огня не приведет к долговременной безопасности. Нетаньяху поблагодарил президента США Барака Обаму за его «полную поддержку» израильских акций.
В момент подписания соглашения в Каире в Тель-Авиве находился генсек ООН Пан Ги Мун. Он заявил, что его главная забота «это безопасность гражданского населения, неважно кто они — невинные люди или дети». Около десяти тысяч жителей Газы остались без крова. Генсек ООН заявил, что Газа, критически нуждается в гуманитарной помощи. Генсек ООН подчеркнул, что «после того как спокойствие будет полностью достигнуто, более обширное прекращение огня должно заняться проблемами, лежавшими в основе конфликта, включая полное открытие переходов (с Египтом — М.С.), палестинское объединение и конец контрабанды оружия». Израильская сторона выразила свое согласие с некоторыми положениями Генсека ООН. Ее представитель Регев сказал, что уже в четверг начнутся переговоры об облегчении экономических ограничений, наложенных на Газу. «Если на границе будет спокойно мы будем более уступчивыми», — добавил он.
Вполне понятно какую большую роль в достижении прекращения огня сыграла Хиллари Клинтон, прервавшая свой вояж по странам Азии вместе с президентом Обамой и «повернувшая» на Арабский Восток, где она занялась челночной дипломатией по маршруту Израиль — Западный Берег — Египет. Клинтон заявила, что США будут сотрудничать с региональными партнерами до осуществления уже достигнутого соглашения и его расширения. Президент Обама говорил по телефону с президентом Мурси. Он поблагодарил его за «руководство переговорами», которые привели к прекращению огня.
Настораживают заявления некоторых деятелей ХАМАС, призывающих к новым ракетным атакам на Израиль. В свою очередь некоторые израильские военные требуют «завершить кампанию» против ракетных установок Газы и их «террористических укрытий». Соглашение, достигнутое в Каире, буквально висит на волоске. Отдавать приказы об открытии огня всегда легче, чем отдавать приказы об его прекращении. Войны начинаются намного быстрее, чем кончаются. Такова уж человеческая натура.
И, наконец, еще один весьма важный момент. Все те драматические дни ракетной войны между ХАМАС и Израилем президент Обама регулярно связывался по телефону с премьер-министром Израиля Нетаньяху и президентом Египта Мурси. Обама послал в регион госсекретаря Хиллари Клинтон, которая немедленно занялась челночной дипломатией. Результаты этой дипломатической деятельности налицо. Но возникает законный вопрос: чем занималась все это время российская дипломатия? Ее пассивность на Ближнем Востоке в период «Арабской весны» приносит свои негативные плоды. Здесь есть над чем призадуматься. Одних декларативных заявлений всегда было мало. Тем более сейчас.