Последние новости
20 января 2025
17 января 2025
16 января 2025

Кремлевское побоище начинается?

no image

Предстоящая схватка Владимира Путина и Дмитрия Медведева за российский трон делит Кремль и Россию пополам

Вряд ли в мире найдется еще один президент, на долю которого выпало бы столько нелестных эпитетов, насмешек и анекдотов, сколько их пришлось вытерпеть Дмитрию Медведеву за три года его пребывания у руля власти в России.

Получивший президентский пост по желанию своего предшественника, нынешнего российского премьера Владимира Путина, до последнего времени Медведев выглядел в глазах мира как слабый безвольный политик, строго следующий путинскому курсу, чья индивидуальность проявлялась разве что в симпатии к технологическим игрушкам вроде iPhone.

“Вторая жена Путина”, “карманная собачка”, “клоун” – список циничных прозвищ, которыми награждали Медведева, можно продолжать до бесконечности.

Однако с приходом весны 2011 года – аккурат за год до следующих президентских выборов – в отношениях российского правящего тандема все изменилось. Теперь Медведев позволяет себе жесткую риторику, публично демонстрирует свое недовольство Путиным и более того – делает ему замечания.

Последний яркий пример: президент раскритиковал премьера по ливийскому вопросу, назвав слова Путина о крестовом походе сил Запада на Ливию недопустимыми.

Словами Медведев не ограничивается. Позволившие себе не соглашаться с президентом все по тому же ливийскому вопросу российские тяжеловесы – первый замглавы комитета госдумы по делам СНГ Константин Затулин и руководитель политдепартамента центрального исполкома Единой России Алексей Чадаев – лишаются своих постов.

До этого Медведев уволил, казалось бы, непотопляемого мэра Москвы Юрия Лужкова, которого всегда открыто поддерживал Путин. По мнению многих экспертов, это был первый решительный самостоятельный поступок президента. Сразу после отставки Лужкова, комментируя случившееся в разговоре с российскими журналистами, Путин впервые выглядел растерянным и подавленным.

Смещение инакомыслящих, а также прочие шаги, демонстрирующие желание Медведева быть единственным центром власти в стране, аналитики объясняют просто: недавно послушный президент теперь нарастил политические мускулы.

Сам факт конфронтации первых лиц страны, а также деление истеблишмента на два клана – президентский и премьерский – признают даже известные своей лояльностью к власти российские СМи. Аналитики связывают возрастающую напряженность с предстоящими выборами, до которых осталось десять месяцев.

“У меня нет сомнений в том, что и Медведев, и Путин хотят идти в президенты, – делится с Корреспондентом наблюдениями пострадавший от распри в высших кругах Затулин. – и Медведев, и Путин хотят, чтобы другой участник тандема в президенты не шел”.

В то же время творцом нынешней политической системы России, со всеми ее изъянами и достижениями, является именно Путин, констатируют эксперты. Он – фигура знаковая, уверен и Затулин, независимо от должности легко принимающая самостоятельные решения по вопросам не только внутренней, но и внешней политики.

“В случае с Медведевым ливийский кризис заронил в меня сомнения, что российский президент не подвержен влиянию, что он в каких-то вопросах, условно говоря, не прогибается”, – подливает Затулин масла в огонь. Он, не раз озвучивавший антинатовскую риторику Путина, отмечает, что, к примеру, институт современного развития, председателем попечительского совета которого является Медведев, публично обсуждает возможность РФ вступить в НАТО.

Среди других примеров усиления позиции Медведева аналитики отмечают его стремление контролировать силовые ведомства, до последнего времени считавшиеся вотчиной исключительно Путина. именно президенту принадлежит необъяснимое, на первый взгляд, решение переименовать милицию в полицию.

Хотя у Затулина имеется вполне логичная версия: “Никто не может в нашей стране объяснить, зачем это было сделано, – кроме одного объяснения: это благоприятный повод для перетряски руководящих кадров МВД”.

Политик замечает, что с некоторых пор при назначениях высокопоставленных чиновников во главу ставятся не “профессиональные данные, а на самом деле, мне кажется, лояльность к одному или другому представителю тандема”. Уже после разговора Корреспондента с Затулиным, 11 мая, Медведев уволил целую группу генералов МВД.

Тем временем президент и премьер продолжают наносить точечные удары по позициям друг друга, оттягивая у противника сферы влияния. Последний раз Путин сыграл на поле Медведева, замахнувшись на инновации – до недавнего времени они считались коньком президента.

Так, 10 мая премьер заявил о создании Агентства стратегических инициатив в Волгограде, которое получит статус главного инновационного института страны. Таким образом, у него появится свой аналог российской “Силиконовой долины” Сколково – любимого проекта Медведева в сфере инноваций.

Что касается поддержки граждан страны, то она постепенно перетекает в сторону Медведева. Как показал апрельский опрос российской негосударственной исследовательской организации Левада-Центр, за последние девять месяцев количество желающих видеть в списке кандидатов в президенты на следующих выборах фамилию Медведева выросло с 14 % до 18 %. За этот же период число надеющихся увидеть в этом списке нынешнего премьера Путина снизилось с 30 % до 27 %.

Эксперты начали предрекать в предстоящем противостоянии почти единогласную поддержку со стороны региональной и бизнес-элиты кандидатуры действующего президента. Мол, элита некомфортно чувствует себя с крайне жестким Путиным, и ей будет удобнее работать с более либеральным Медведевым, который не будет “кошмарить бизнес”.

Однако, по мнению Евгения Минченко, российского политолога и директора Международного института политической экспертизы, такие выводы о либеральных взглядах Медведева не более чем миф. Ведь именно он не раз демонстрировал склонность к ручному управлению бизнес-процессами.

“К примеру, есть вопросы по истории с аэропортом Домодедово. Президент говорит о том, что иностранные компании не должны владеть стратегическим объектом, хотя, насколько я понимаю, законодательно это нигде не закреплено”, – отмечает эксперт.

Россия для двоих?

Чем ближе к выборам, тем сильнее правящий тандем трещит по швам. Конфронтация, начавшаяся с отставки “потерявшего доверие” Медведева вечного мэра Москвы Лужкова, который считался человеком Путина, переходит на все новые и новые уровни.

В то же время российские аналитики, в том числе и опальный теперь Павловский, полагают, что участникам тандема хватит здравого смысла не конкурировать друг с другом на выборах, – такой раскол приведет к нестабильности в стране и, как следствие, к падению на родного доверия к правящему режиму.

Вариант, в котором Медведев бросит Путину вызов на выборах, исключен, уверен Павел Салин, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры. “Оба политика, несмотря на свои властные амбиции, не пойдут на открытую конкуренцию, потому что они понимают, что это разрушит всю политсистему в стране”, – говорит эксперт Корреспонденту. Салин подчеркивает, что в этом случае к власти могут прийти вообще другие фигуры, которые уничтожат всю политическую мощь России.

Причем раздувать истерию по поводу разрыва тандема выгодно как окружению Путина, так и приближенным Медведева, замечают эксперты. Под соусом этой вражды происходят попытки перераспределить контроль над материальными активами.

Постепенно вырисовываются и очертания враждующих лагерей. В команду главы государства безвозвратно попали первый вице-президент и председатель правления института современного развития Игорь Юргенс и помощник президента Аркадий Дворкович.

Первый едва ли не в открытую пугал повторением арабских событий в случае возвращения Путина, а второй предупреждал об ухудшении инвестиционного климата в том же случае.

В команду Медведева эксперты также зачисляют и его пресс-секретаря, Наталью Тимакову, уточняя при этом, что столь незначительную политическую фигуру называют не по причине своей некомпетентности, а по причине слабости окружения президента.

Основой путинской, значительно более мощной команды, по мнению аналитиков, традиционно остаются вице-премьер Игорь Сечин, братья Михаил и Юрий Ковальчуки (обширные интересы в медиабизнесе) и нефтяной магнат Геннадий Тимченко.

Последний приобрел широкую известность после предъявления иска к журналу The Economist в 2008 году – британский еженедельник упоминал имя Тимченко в контексте статьи о росте коррупции в окружении Путина. Разбирательства завершились мировым соглашением, в результате которого The Economist опубликовал уточнения, а Тимченко отказался от иска и слушаний, а следовательно, публичного обсуждения структур принадлежащих ему компаний.

Первая же опора в этом списке, Сечин, недавно пошатнулась, когда после нескольких месяцев атак со стороны медведевского окружения вице-премьер вынужден был уйти с поста главы совета директоров Роснефти.

Заглядывая в ближайшее российское будущее, Салин полагает, что в результате выборов вполне может сохраниться существующая сейчас конфигурация – то есть президентом останется Медведев, а премьером Путин, который будет и далее контролировать практически всю ситуацию в стране. Эксперт уверен: по большому счету Медведев Путину выгоден, ведь он, хоть и имеет свои амбиции, не проводит в стране политику депутинизации.

“Я абсолютно убежден, что Путин выдвинется кандидатом в президенты Российской Федерации”, – делает свой прогноз сторонник премьера Затулин, отмечая, что его лидер заинтересован сделать это как можно позже, чтобы не допустить дисфункции власти.

В отличие от него, оппозиционер Немцов не знает, кто станет главой государства. Хотя и он убежден, что вопрос о будущем президенте будет решать именно Путин: пока перевес силы и популярности на его стороне. Касательно участия второго кандидата политик полагает, что Путин и Медведев попытаются избежать любой конкуренции на выборах. Оппозиционер считает, что конкуренция в российской политике уничтожена – осталась одна партия, Единая Россия.

“Они уничтожили конкуренцию и в экономике – кроме Газпрома, собственно, ничего и нет, – рассуждает Немцов. – Они боятся конкуренции на международной арене – все время обижаются на весь мир и т. д. Они демонстрируют свою слабость, и поверить, что они готовы участвовать в честной и конкурентной борьбе, мне трудно”.


Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи