Совет Россия-НАТО, который не собирался на заседания с 2014 года, планирует специальную встречу в ближайшее время.
“Как Запад, так и Москва заинтересованы в поиске modus vivendi. Однако цена может оказаться слишком высокой”, – пишет в своей статье обозреватель немецкой Die Welt Юлия Смирнова.
Последнее заседание Совета Россия-НАТО прошло в марте 2014 года, когда российские военные в форме без знаков отличия взяли под контроль полуостров Крым, говорится в статье. “Встреча не смогла предотвратить дальнейшей эскалации: аннексия Крыма была доведена до конца, а Запад ввел против России первый пакет санкций. На Востоке Украины появились поддерживаемые Москвой сепаратисты, а Россия сосредоточила на границе с Украиной войска – как будто готовясь к их вводу”, – продолжает автор материала. С тех пор, добавляет Юлия Смирнова, Россия отправляет на Восток соседней страны все большее число тяжелых вооружений и “регулярных войск”. Сотрудничество в рамках Совета Россия-НАТО на уровне послов остается замороженным.
Именно конфликт на Украине должен стать основной темой ближайшей встречи. Кроме того, пишет автор публикации, планируется обсудить ситуацию в Афганистане и борьбу с терроризмом. На повестке дня будут стоять и такие вопросы, как прозрачность и сокращение рисков в ходе военных операций. Особенно остро этот вопрос встает после инцидента с российским истребителем, сбитым турецкими ВВС в ноябре 2015 года.
Однако, как заявил генсек НАТО Йенс Столтенберг, речи о возвращении к взаимоотношениям в формате business as usual (“бизнес при любых обстоятельствах”) не будет идти до тех пор, пока Россия нарушает нормы международного права.
“Российскому президенту удалось вернуться на мировую политическую арену”, – пишет Смирнова, указывая на то, что с момента начала российской военной операции в Сирии как президент Путин, так и глава российского МИДа Лавров уже не могут пожаловаться на изоляцию. В марте в Москву приезжали коллеги Лаврова: глава американского внешнеполитического ведомства Джон Керри и руководитель МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер (СдПГ).
“На фоне украинского кризиса отношение Запада к России основывалось, прежде всего, на санкциях как средстве оказания давления. Однако вместе с тем, – пишет комментатор, – оставалось приоткрытым окно для диалога, на случай, если Путин все же проявит готовность к компромиссу”.
“Россия за последние несколько лет демонстрировала более непредсказуемое поведение, чем Советский Союз. Бряцание ядерным оружием и нарушение европейского воздушного пространства российскими военными самолетами сеют страхи перед неконтролируемой эскалацией. Запад заинтересован в России, курс которой хотя бы немного был бы предсказуем”, – говорится в статье.
Польша и страны Балтии выступали против возобновления работы Совета Россия-НАТО. На фоне разразившегося украинского кризиса в 2014 года альянс был вынужден заверить своих восточных партнеров в том, что в случае российской агрессии встанет на их сторону.
“Россия тоже заинтересована в новом modus vivendi в отношениях с Западом – но только по своим правилам. Это касается и нежелания Москвы слушать критику в адрес недостатков российской демократии, и стремления получить своего рода гарантии того, что Украина и другие постсоветские государства на границах с Россией никогда не станут членами НАТО. Для Украины это означало бы весомое ограничение ее суверенитета”, – заключает автор.