Действующие нормы заставляют предпринимателей, работающих вместе со своими семьями, уходить в «тень», ведь регистрация родственника-помощника приведет к дополнительным сложностям при уплате налогов
Легализировать семейный бизнес можно, лишь приняв специальный закон.
Общее дело
В Верховной Раде зарегистрирован весьма интересный законопроект, принятие которого дает надежду на то, что в отечественном правовом поле появится новый субъект предпринимательства — семья. Речь идет о проекте «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно стимулирования развития семейного предпринимательства)» (№2441), предложенном группой депутатов во главе с Арсением Яценюком. Конечно, такая инициатива может вызвать удивление — дескать, а разве сейчас у нас в стране нет семейных компаний? Разумеется, семейная преемственность в бизнесе имеет место быть. Более того, как отмечает в своем блоге глава Ассоциации владельцев семейных компаний Украины Владислав Бурда, «каждый год в Украине передается по наследству капитал в сотни миллионов долларов», да и «в украинском сообществе начало появляться понимание того, что такое семейный бизнес, а также вырисовываться позитивное значение этого словосочетания».
Тем не менее, если с семейными компаниями, гордо именуемыми в учредительных документах юридическими лицами, все более или менее понятно (есть глава, есть его наследники, есть органы управления и т.п.), то простому физическому лицу — предпринимателю сделать бизнес семейным занятием на легальной основе как минимум не с руки. Почему? Да потому, что государство не очень-то приветствует семейный бизнес малого предпринимателя. И, похоже, новый проект мало что изменит.
«Нелегальные» родственники
Наверное, никто не будет спорить с тем, что основная масса представителей малого бизнеса — это предприниматели — плательщики единого налога. До недавнего времени за использование наемного труда члена семьи предпринимателю — плательщику единого налога приходилось «приплачивать» государству. Ведь, принимая к себе на работу, скажем, жену, глава семейства и по совместительству предприниматель-«единщик» обязан был платить повышенную ставку единого налога. Напомним, согласно ранее действующему (до 1 января 2012 г.) указу Президента «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» для предпринимателя-«упрощенца», использующего труд наемных работников (включая и членов семьи!), ставка единого налога увеличивалась на 50% за каждого работника.
Безусловно, так называемое оформление «к себе» на работу собственной супруги сказывалось на семейном бюджете. Поэтому внешне ситуация выглядела, как говорится, не ах: де-факто работающая у мужа-предпринимателя жена де-юре считалась безработной. Кстати, на сей факт указывают и авторы упомянутого законопроекта: «Таким образом, фактически работая, юридически лицо оставалось безработным, и государство снова несло затраты на его материальное обеспечение».
Конечно, сегодня в свете действующей ст.291 НК предпринимателю-«упрощенцу», относящемуся к той или иной группе плательщиков единого налога, не нужно доплачивать за каждого наемного работника, но оформлять семейный бизнес он почему-то не спешит.
Работник или помощник?
Пожалуй, история, где супруга — владелица интернет-магазина, а супруг по мере сил и возможностей помогает ей, работая курьером, известна каждому. Чем не семейный бизнес? Вот только с точки зрения закона такое предприятие супругов выглядит неважно. Понятно, что оформлять трудовой договор с супругом-курьером у предприимчивой женщины желания не возникает — зачем лишние сложности и выплаты работнику и за работника? И ведь, что интересно, действующие нормы законодательства позволяют работать у предпринимателя членам его семьи без оформления.
К примеру, согласно Инструкции о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденной постановлением правления ПФ от 27.09.2010 №21-5 (с последними изменениями от 19.12.2012) плательщиками единого взноса названы члены семьи ФЛП (в том числе и выбравшего упрощенную систему налогообложения), принимающие участие в осуществлении им предпринимательской деятельности. Такими членами семьи могут быть супруг (супруга), родители, дети и иные иждивенцы, достигшие 15-летнего возраста, не пребывающие в трудовых или гражданско-правовых отношениях с таким ФЛП, но совместно с ним осуществляющие предпринимательскую деятельность и получающие от этого часть дохода.
Казалось бы, все просто: заплати ЕВ за себя и членов семьи и спи спокойно. Так ведь для начала нужно определить сумму дохода, приходящуюся на каждого члена семьи ФЛП, помогающего в бизнесе. В соответствии с инструкцией для ФЛП (кроме «упрощенцев») ЕВ устанавливается в размере 34,7% суммы дохода (прибыли), полученного от их деятельности, подлежащей обложению НДФЛ, и суммы дохода, который распределяется между членами семьи ФЛП, принимающими участие в осуществлении предпринимательской деятельности (п.3.3). Вот и возникает вопрос: как документально оформить распределение доходов между членами семьи?
Ранее, если ФЛП помогали в бизнесе члены семьи, вместе с ним проживающие, облагаемый доход распределялся согласно договору, в соответствии с которым можно было так называемому семейному помощнику выделить, к примеру, минимум дохода, в размере одной минимальной заработной платы, и с этого дохода платить минимальный размер ЕВ. Однако данный нормативно-правовой акт утратил силу более года назад (декрет КМ №13-92 «О подоходном налоге с граждан»), и сей нюанс в действующем законодательстве пока не определен.
Как бы то ни было, инструкцией закреплено, что сумма ЕВ не может быть меньше размера минимального страхового взноса за каждое лицо за месяц, в котором получен доход.
Что касается ФЛП, избравших упрощенную систему налогообложения, то размер ЕВ также составляет 34,7%, но уже от суммы, определяемой такими плательщиками самостоятельно для себя и членов своей семьи, принимающих участие в предпринимательской деятельности, но не более максимальной величины базы начисления единого взноса. При этом согласно п.3.4 инструкции сумма единого взноса не может быть меньше размера минимального страхового взноса за каждое лицо.
Иными словами, «засветив» при распределении своих доходов так называемого помощника из членов семьи, предприниматель должен платить ЕВ и за себя, и за него. Понятно, что размер ЕВ не так уж велик, поэтому заплатить за члена семьи, участвующего в бизнесе, не проблема. Проблема — в другом: как доказать контролирующим и проверяющим органам, что член семьи является не неоформленным работником (а это нарушение трудового законодательства), а лишь принимает участие в предпринимательской деятельности?
Вот и выходит на деле, что мужья так и остаются неоформленными курьерами, а семейный бизнес все больше уходит в «тень».
Вместе с тем хотелось бы посоветовать предпринимателю: когда определяетесь, кем быть члену семьи в вашем бизнесе — помощником или работником, — лучше принять решение в пользу последнего. Ведь так буде снижен риск «взаимного непонимания» с представителями налоговых органов и органов соцзащиты, да и, что греха таить, запись в трудовой книжке члена семьи — это не так уж плохо в условиях современной действительности.
Возможные перспективы
Авторы законопроекта №2441, желая снизить нагрузку на налогоплательщиков, использующих в своей деятельности труд членов семьи, предлагают уменьшить размер ставки единого налога для плательщиков — субъектов семейного предпринимательства. Под семейным предпринимательством инициаторы изменений понимают самостоятельную, инициативную, систематическую, на собственный риск хозяйственную деятельность, осуществляемую субъектами хозяйствования (предпринимателями) с обязательным использованием труда членов своей семьи с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли.
Основные изменения, предлагаемые депутатами, следующие:
• предприниматели-«единщики» 1-й группы могут использовать труд наемных работников — членов своих семей;
• «единоплательщики» 4-й группы (юридические лица) имеют право не учитывать в среднесписочной численности работников членов семьи учредителя;
• при расчете общей численности лиц, пребывающих в трудовых правоотношениях с плательщиком единого налога — физическим лицом, можно не учитывать наряду с наемными работниками, пребывающими в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им предусмотренного законодательством возраста, наемных работников, являющихся членами семьи налогоплательщика.
Также предложено снизить ставки единого налога для субъектов семейного предпринимательства: от 1 до 5% размера МЗП для 1-й группы; от 2 до 10% — для 2-й; для 3-й и 4-й групп (в случае уплаты НДС) — 2% дохода, в случае включения НДС в состав единого налога — 4% дохода.
Не вдаваясь в подробности, все же можно отметить, что предложенные в проекте нормы кардинально не изменят ситуацию с семейными помощниками в бизнесе, нужны более радикальные перемены. Думается, выделение представителей малого бизнеса, использующих труд членов семьи, в отдельную группу налогоплательщиков, со специальным, скажем так, правовым и упрощенным режимом, позволило бы вывести семейный бизнес малых предпринимателей из «тени».
На данном же этапе в подходе к правовому регулированию семейного предпринимательства, вернее в отсутствии такового, Украина не одинока. К примеру, в России уже несколько лет активно высказываются предложения о принятии акта специального законодательства, посвященного именно семейному бизнесу, но пока, увы, это только разговоры. В Беларуси семейное предпринимательство рассматривается лишь сквозь призму крестьянско-фермерского хозяйства и некоторых ограничений для индивидуальных предпринимателей при приеме на работу членов своих семей (не более 3 человек). А вот, скажем, Узбекистан четко определился, приняв год назад закон «О семейном предпринимательстве». Правда, и этот акт посвящен семейному предпринимательству с образованием юридического лица, семейное же предпринимательство без образования такового в законе значится бланкетной нормой: «Семейное предпринимательство без образования юридического лица осуществляется в порядке, установленном законодательством».