Последние новости
Сегодня
17 января 2025
16 января 2025

Эксперт пояснил, что выиграет Украина от продажи УБРР

no image

Получение госбюджетом почти 83 млн. грн. от сегодняшней покупки спотовой биржей Китая (Bohai Commodity Exchange Co., Ltd) Украинского банка реконструкции и развития — это самый малый позитив, который только может получить наша страна.

Так советник председателя Ассоциации украинских банков Алексей Кущ прокомментировал UBR.ua объявленную Фондом госимущества сделку. По его оценке, более масштабный эффект мог быть получен в случае реального открытия китайцами сельскохозяйственной товарной биржи в Украине.

Информация о подобных планах появилась в Украинских СМИ за день до покупки азиатами УБРР. Создание биржи позволило бы даже небольшим фермерским хозяйствам продавать свою продукцию и хеджировать ценовые риски.
В тоже время Кущ не исключает, что покупка банка — первый шаг Китая на пути организации в Украине вертикально-интегрированной структуры, включающей и банк, и биржу.

Хотя эксперт и опасается, что на пути создания биржевой площадки китайской стороной встанут крупнейшие украинские агротрейдеры, монополизировавшие рынок.

“Сейчас наш рынок находится под контролем пяти крупнейших агротрейдеров. У нас даже средние по размерам агропроизводители полностью отсечены от внешних рынков за счет логистики: транспортировать продукцию до портов невозможно, так как надо иметь доступ к логисте, контролируемой на уровне еще и транспортной госмонополией. Также надо иметь доступ к хранению и перевалке. Открыть доступ даже малых конкурентов большим структурам невыгодно”, — отметил Алексей Кущ.

Тем не менее он считает, что установление цен на китайской товарной бирже стало бы важным индикатором внутреннего ценообразования, что помогло бы налоговым структурам в процедурах трансфертного ценообразования.

“Агротрейдеры экспортируют продукцию по заниженным ценам, оставляя часть прибыли в офшорах. На бирже же будут формироваться реальные цены. И этими данными по ценообразованию может пользоваться налоговая для фиксации обычных цен по экспортным группам товаров, чтобы доначислять обязательства нашим агротрейдерам. Поэтому появление “чужой” биржи нашим крупным трейдерам невыгодно”, — считает Кущ

По словам финансиста, действующие украинские аграрные и товарные биржи находятся под жесточайшим контролем крупных монопольных сырьевых экспортеров, что позволяет последним формировать заниженные биржевые котировки.

“Они как зеницу ока берегут контроль над этими биржами, потому что с их помощью формируют заниженные экспортные цены. Эти цены становятся их едва ли не главным аргументов в судах в случае споров с налоговой. Они спокойно ссылаются на такие “ручные” биржевые котировки. Если появится биржа, которая не зависит от наших монопольных образований, — это станет ударом по “левым” заработкам. Поэтому будет сделано все, чтобы это не заработало”, — добавил Алексей Кущ.

В тоже время украинским банкам, обслуживающим аграрные компании, пока не грозит потеря агроклиентов (из-за появления в Украине китайского банка, у которого, в теории, может быть много дешевого ресурса)

“Часть банков обслуживают аффилированные структуры. Или клиенты и банки связаны кредитами, которые тянутся годами, и без их погашения такие аграрии не смогут уйти в другой банк. Но в теории, заведенные деньги через китайский банк под контракты с нашими производителями, уже можно было бы считать выручкой украинского агрария без вычета услуг посредников. И это было бы выгодно”, — считает Кущ.

Не менее значимый эффект от появления банка с китайским капиталом, дало бы использование ресурсов этого банка для кредитования корпоративных земельных банков.

“Для этого надо, чтобы НБУ изменил подход к концепции украинской банковской системы. И ориентировался не на укрупнение системы, а сегментацию и создание таких кооперативных банков. Тогда этот китайский банк мог бы в идеале стать как бы Банком реконструкции и развития для этих небольших структур. Это была бы серьезная модель, которая могла бы пошатнуть и позиции аграрных монополистов и позиции банков, контролирующих этих аграрных монополистов. Тогда бы малые и средние производители перешли на обслуживание в такие мини-банки и это имело бы очень большое влияние”, — утверждает Алексей Кущ.

На данный момент, уверен эксперт, трата китайскими инвесторами 83 млн. грн. — не что иное, как инвестиционная разведка для выявления проблемных зон инвестирования в Украине.

“Они будут изучать болевые точки при реализации проектов, смотреть, где они пробуксовывают. Приход серьезных инвесторов из Китая решается на политическом уровне. А они ценят преемственность решений — это то, чего в Украине никогда не было. Поэтому единственный реальный эффект на сегодня — получение денег в бюджет”, — резюмировал Кущ.


Все статьи