Группа искусствоведов утверждает, что за десять лет до «Джоконды» Леонардо да Винчи уже писал Мону Лизу, которая тогда была и моложе, и счастливее.
«Айзелуортская Мона Лиза» известна давно. Размерами она чуть больше знаменитого портрета и отличается от него более тёмными тонами и незавершённым фоном. На нём в позе Джоконды изображена очень похожая на неё молодая дама с не менее загадочной улыбкой.
Эксперты швейцарского Фонда Моны Лизы представят сегодня 320-страничный свод доказательств в пользу того, что эта картина принадлежит кисти Леонардо. В то же время учёные не готовы взять на себя ответственность и поставить точку в этом вопросе.
Подлинность работы остаётся предметом дебатов с 1913 года, когда она была обнаружена английским коллекционером Хью Блейкером. Он приобрёл полотно у одного семейства благородного происхождения и привёз в свою студию в лондонском пригороде Айзелуорт, откуда и название картины.
В 1915 году отчим коллекционера Джон Эйр, историк искусства, опубликовал книгу, в которой высказал предположение, что Леонардо написал две версии «Моны Лизы» и что по крайней мере бюст, лицо и руки «айзелуортской дамы» принадлежат кисти самого мастера.
Затем Блейкер продал картину американскому коллеге Генри Пулитцеру, который отказал её своей подруге. После смерти последней полотно выкупил Фонд Моны Лизы. Пулитцер предпринял ещё более тщательное исследование работы и рассказал о своих выводах в книге «Где Мона Лиза?» (1966). Одним из источников его измышлений стали «Жизнеописания» художника и историка искусства XVI века Джорджо Вазари, который отмечал, что Лиза Герардини, жена богатого торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо, действительно позировала Леонардо (Пулитцер рассчитал, что это было между 1503 и 1506 гг.), но картина осталась незавершённой.
Тем не менее в 1516 году, за три года до смерти, Леонардо продал королю Франциску I готовую «Мону Лизу», и сторонники описываемой гипотезы утверждают, что «Айзелуортская Джоконда» была завершена учениками мастера и передана заказчику, а затем Леонардо написал уже «свою» «Мону Лизу» — не по заказу, а для себя.
И действительно, Пулитцер выяснил, что в «Трактате о живописи» (1584) Джованни Ломаццо упоминает две картины: «Джоконду» и «Мону Лизу». Пулитцер обратил внимание и на колонны, обрамляющие «айзелуортскую даму». Похожий элемент присутствует на рисунке Рафаэля, сделанном, вероятнее всего, по памяти после того, как два великих художника встретились в студии Леонардо в 1504 году.
К тому же Вазари упоминает приятную улыбку. Обычно эти слова относят к той «Джоконде», которая хранится в Лувре, но трудно спорить с тем, что у «айзелуортской дамы» улыбка менее обаятельная.
Увы, источники Вазари не всегда заслуживают доверия. Кроме того, платье, волосы, пейзажный фон заставляют экспертов сомневаться в том, что это Леонардо. К тому же «Айзелуортская Мона Лиза» написана на холсте, которым художник пользовался крайне редко, предпочитая дерево.