«Подходящего «Сумыхимпрому» инвестора я не вижу»

3 сентября 2007, 0:00
no image

Минпромполитики утвердило Евгения Лапина в должности главы правления ОАО «Сумыхимпром». Кадровые перестановки эксперты связывают с подготовкой предприятия к приватизации

Министерство промышленной политики в конце августа утвердило Евгения Лапина в должности председателя правления ОАО «Сумыхимпром». Кадровые перестановки на крупнейшем производителе фосфатных удобрений эксперты связывают с подготовкой предприятия к приватизации. Однако, вероятно, не для ее ускорения. Ведь господин Лапин был и остается приверженцем госконтроля над предприятием и создания НАК «Титан Украины». Позиция господина Лапина наталкивает на мысль, что в правительстве Виктора Януковича намерены реанимировать идею создания титановой корпорации с участием сумского предприятия

Вопрос: Евгений Васильевич, Фонд госимущества, чьи планы по приватизации в нынешнем году Одесского припортового и «Укртелекома» терпят явное фиаско, сейчас стал активно готовиться к продаже «Сумыхимпрома». Даже называют ориентировочную дату — ноябрь. Считаете ли продажу своевременной?
 
Ответ: Подходящего «Сумыхимпрому» инвестора я не вижу. Его просто нет. Считаю, что вопрос приватизации предприятия не нужно педалировать. Это абсолютно бесперспективная идея. Тем не менее мы готовим вариант продажичасти акций трудовому коллективу (согласно законодательству, около 5%.— Авт.). Представитель Фонда госимущества уже работает на предприятии. Предприватизационная подготовка все равно должна проводиться, так же, как и реструктуризация предприятия: на балансе «Сумыхимпрома» осталось много социальных объектов. Но я поддерживаю вариант создания компании национального уровня, в которую должно войти наше ОАО. Не государственной, а национальной акционерной компании «ТитанУкраины». В ближайшие годы я не вижу альтернативы этой идее.
 
В: В чем вы видите преимущества «Титана Украины» для «Сумыхимпрома»?
 
О: Польза государству от создания такой корпорации очевидна. По разным оценкам, она дает возможность освоить и контролировать до 25% мировых запасов титаномагниевых руд. «Титан Украины» должен осуществлять комплексную переработку сырья. Украина обладает запасами не только титаномагниевого концентрата. Более глубокая переработка апатитового концентрата позволит обеспечить внутренний рынок сырьем для производства фосфорных удобрений. Производить удобрения из ввозного сырья и потом их продавать на экспорт экономически нецелесообразно.
Правильно было бы перерабатывать, например, ильменит не просто в титановую губку, а превратить его в профиль, лист, а, может, самолеты.
В свое время я подал идею начать вУкраине переработку фосфоритов из Туниса. Предложение внедрялось с трудом, пришлось выстоять в конкурентной борьбе с россиянами. Они препятствовали такой возможности. Но это стоило того. Мы получили дополнительное сырье. Европа давно его перерабатывает. Сегодня не только наше предприятие, а вся Украина работает на фосфорите. На Иршанском месторождении имеются апатитовые руды, в которых содержание полезного вещества несколько выше, чем в фосфорите (38-39% вместо 29-30%). Это перспектива и для «Сумыхимпрома», и для отрасли в целом. Именно создание структуры, назовем ее условно корпорацией, позволит координировать действия участников и на внутреннем, и на внешнем рынках.
 
В: На каких условиях должно состояться объединение?
 
О: Есть много предложений. Но это должен быть НАК, где 50+1% акция принадлежит государству. Участникам необходимо иметь самостоятельный хозяйственный статус — работать со своим балансом, расчетами, задачами и программой развития.
 
В: Какие, на ваш взгляд, предприятия помимо «Сумыхимпрома», «Крымского Титана» и Запорожского титаномагниевого комбината могут войти в состав корпорации?
 
О: Это могут быть два рудника (Вольногорский и Иршанский ГОКи
ныне переданы в аренду «Крымскому Титату».— Авт.). Также не исключаю участия более мелких предприятий отрасли, предприятий, производящих не просто металл, а конструкции из него. Но главное: воплотить в жизнь политическое намерение о создании такой объединительной для отрасли структуры. Это серьезный резерв экономики! Уверен, после выборов процесс создания «Титана Украины» снова активизируется. К нему надо привлечь инвесторов. Уже сегодня я сотрудничаю с несколькими финансово-промышленными группами транснационального уровня, которые согласны вложить более $300 млн. в создание НАК «Титан Украины», но для этого нужна политическая стабильность и уверенность в возврате средств.
 
В: Чем объясняете проволочки в создании корпорации «Титан Украины»?
О: В 2003 г. мною была инициирована идея создания корпорации и, надеюсь, она будет воплощена. К сожалению, в связи с политическими процессами, создание корпорации было приостановлено. Есть и другая проблема — не все структуры, которые должны войти в корпорацию, выражают готовность к такому сосуществованию.
 
В: Как вы считаете, в каком направлении должен развиваться «Сумыхимпром»?
 
О: Завод нуждается в реструктуризации производства. Рынок выстроил иную его конфигурацию. По сути, на «Сумыхимпроме» остались два производства — двуокиси титана и минеральных удобрений. Я не говорю о производстве серной кислоты, поскольку это хлеб химии. К сожалению, другие производства не выдержали конкуренции по разным причинам. В том числе и производство трикальций фосфата. Решение о его запуске было волевым, это было одно из двух мощнейших производств в Союзе. Сейчас это производство не востребовано и не будет таковым. Но у нас осталась мощная инфраструктура. Сумы — один из немногих городов, который имеет полную производственную, научную и проектную базу органической химии. Это позволит решать любые задачи. Одной из насущных для нас является размещение на площадке предприятия производства по переработке отходов, в первую очередь гипса, шламов.
 
В: Какие еще производства можно развивать на базе предприятия?
 
О: Подход такой же, это может быть и производство строительных материалов и пластика. Производсnво лаков и красок у нас развивается, но недостаточными темпами. Это огромный потенциал, который нужно использовать, привлекая не просто инвестора, а новые технологии. Мы продаем не готовую продукцию (двуокись титана и другиепигменты), а сырье. Это неправильно. Согласно мировой статистике, более 50% двуокиси титана используется в производстве лакокрасочной продукции, 37-38% — в производстве пластиков. Так почему нам не организовать такие производства на предприятии, вместо того, чтобы продавать сырье? Это специальный вид пластиков, который используется в качестве конструкционного материала в строительстве зданий и сооружений. В этом и есть преимущество вертикально интегрированной системы производства: от переработки сырья до выпуска готовой продукции.
 
В: Будете что-то корректировать в производстве минеральных удобрений?
 
О: Изменения нужно вносить в зависимости от спроса на рынке. Будем учитывать политику цен на составляющие для удобрений. Если хлористый калий (сырье для удобрений.— Авт.) будет дорожать и в дальнейшем, и нам станет невыгодно его применять, уйдем от его использования в производстве минудобрений. Вместо NPK будем выпускать NP или NPK, но с меньшим содержание калия (не 15,16, а 8). Мы ожидаем, что внутренний рынок минеральных удобрений будетразвиваться. Это очевидно. Причем это не связано с бумом в сельском хозяйстве, а, скорее, с его техническим перевооружением. Могу привести пример по нашей области. В преддверии отмены моратория напродажу сельхозземель, что может случиться уже в следующем году, 4-5 крупных хозяйств арендуют землю в больших объемах. Ясно, что обрабатывать ее старыми способами новый собственник не станет. Он закупит мощную технику, которая позволит ему обрабатывать целый комплекс агрохимии. В свою очередь, аграрий будет закупать удобрения, а мы имеем неплохую перспективу по их производству. Внутренний рынок для нас необъятен, поскольку мы — единственное в Украине предприятие, которое сохранило и производственный, и кадровый потенциал.
 
В: Сколько инвестиций требует модернизация основных производств?
 
О: На модернизацию базовых производств понадобится минимум $150-180 млн. без учета затрат на экологическую безопасность. Этодаст возможность стабильно работать предприятию еще лет 15-20.
 
В: Если «Сумыхимпром» не пригласят в титановую корпорацию, а такие варианты обсуждались, как будете поднимать предприятие?
 
О: Я буду делать все, чтобы «Сумыхимпром» вошел в НАК. Другого варианта я не вижу и рассматривать не хочу. Нужно идти по пути развития новых производств, того же пластика и стройматериалов, о чем я уже говорил. У нас есть резервы мощностей по энергетике, газообеспечению, что позволяет развивать новые производства. Т.е. надо искать пути диверсификации производства. В этом мы видим перспективу.
 
В: Вы видите будущее предприятие в развитии самодостаточных и разнопрофильных производств?
 
О: Да, но это на внутреннем уровне. В общем по отрасли считаю, что есть необходимость группировать крупные производства. От глобализации нам не уйти. Крупные предприятия химической отрасли просто обречены на создание интегрированных систем.
 
В: Как намерены привлекать средства, пока не решен вопрос с созданием корпорации?
 
О: Я недоволен отчетом об эффективности уже привлеченных средств. Мы должны и далее использовать заемные, кредитные и внутренние резервы. Но эффективность таких вложений должна быть значительно выше, чем сейчас.
 
В: Нужно ли внедрять институт госзакупок по минеральным удобрениям, чтобы сделать производство менее зависимым от сезона?
 
О: Многие государственные институты, которые управляют всем процессом, не заинтересованы в решении этой проблемы. Не заинтересованы прежде всего потому, что рассматривают ее с точки зрения своей заинтересованности. Им невыгодно запасать товар на складах. Ведь когда на рынке, часто искусственно, создается ажиотаж, есть возможность неплохо заработать. Хотя в последнее время грамотные трейдеры хранят товар на складах.
 
В: Нужно ли вводить антидемпинговые санкции против российских производителей сложных удобрений, доля которых на украинском рынке превысила 50%?
 
О: Мое мнение — это делать поздно, поскольку предприятия, которые производили фосфорные удобрения, фактически погибли. Поэтому ограничивать импорт нет смысла. Несколько лет я отстаивал такие меры. Сейчас, при повышении спроса на нашу продукцию, мы не сможем насытить внутренний рынок самостоятельно. Если российские компании уйдут с украинского рынка, у нас не хватит возможностей покрыть недостающие объемы, поскольку мы остались единственным профильным предприятием в этом секторе. По азотным удобрениям еще есть смысл проводить такую политику. Но в России бурно развивается сельское хозяйство. Вскоре россиянам своих удобрений не будет хватать. Поэтому они не смогут покрывать долю на нашем рынке. Тогда аграриям придется закупать удобрения даже не в России, а где-то в Северной Африке… К сожалению, многие структуры, участники этого рынка ведут далеко не добросовес-тную конкуренцию.

Евгений Васильевич Лапин, народный депутат Украины IV и V созывов, председатель правления ООО «Сумыхимпром», доктор экономических наук, президент благотворительного фонда «За людей», президент баскетбольного клуба «Сумыхимпром».
Родился 15 ноября 1950 г. в с. Артемо-Растовка Тростянецкого района Сумской области. Окончил Сумской филиал Харьковского политехнического института по специальности «инженер-механик». Факультет — машины и аппараты химических производств. C 1970 г. работает на «Сумыхимпром», несколько лет был генеральным представителем ОАО «Агрохимэкспорт» ассоциации «Агрохим» в Тунисе. С 1995 г. — председатель правления — генеральный директор ОАО «Сумыхимпром». С 2002 г. — депутат Верховной Рады, член парламентского комитета по вопросам экономической политики, управления народным хозяйством, собственности и инвестиций, специальной контрольной комиссии по приватизации. В 2006 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Экономический потенциал промышленных предприятий». Доктор экономических наук. Женат, имеет двух сыновей и пятерых внуков.

«Сумыхимпром» — крупнейшее предприятие химической отрасли. Занимает первое место по выпуску удобрений NPK, NPS и суперфосфата (около 35% рынка), а также второе место по производству двуокиси титана (более 40 тыс. т в год). Предприятие входит в пятерку крупнейших отечественных производителей лаков и красок, является одним из ведущих производителей серной кислоты: после модернизации мощности по производству этого продукта составляют около 540 тыс. т в год. «Сумыхимпром» — один из двух крупнейших производителей минеральных удобрений, которые пока остаются в госсобственности (второй — Одесский припортовый завод). Несмотря на то, что изношенность материальных фондов завода составляет не менее 80%, он остается прибыльным. В 2006 г. доход предприятия составил 579,5 млн. грн., а чистая прибыль — 1 млн. 264 тыс. грн. За последние пять лет объемы производства товарной продукции на заводе выросли в 2,6 раза и достигли в денежном выражении 829,9 млн. грн. С 2003 по 2007 гг. на обновление основных фондов предприятия израсходовано 284 млн. грн. К 2010 г., согласно программе модернизации производства, которая утверждена и выполняется, руководство предприятия намерено привлечь еще $31,17 млн. Ранее привлеченные инвестиции позволили улучшить качество одного из главных продуктов «Сумыхимпрома» — двуокиси титана — до среднеевропейских норм, сообщил «і» начальник отдела маркетинга ОАО Андрей Авдеенко. На предприятии также осуществляются работы по модернизации цехов серной кислоты. В декабре прошлого года мощности одного из них были увеличены до 250 тыс. т в год (вместо 180 тыс. т). На заводе проведена модернизация цеха по производству суперфосфата. В связи с тем, что спрос на этот вид удобрения уменьшается, на «Сумыхимпроме» решили перепрофилировать его производство. Теперь в этом цехе выпускают комплексные удобрения. Его мощности составляют 350 тыс. т в год (потребность украинского рынка в таком виде комплексных удобрений, как NPK, составляет 450 тыс. т). В этом году на продаже минеральных удобрений ОАО надеется заработать около 400 млн. грн.
В 2006 г. в Минпромполитики оценивали его стоимость на уровне
$1 млрд.

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи