Банкрот с 10-летним стажем «Львовсельмаш» может расплатиться с долгами
Самая длинная за всю историю Львовской области процедура банкротства и санации близится к окончанию. Уже в феврале «Львовсельмаш» может остаться без долгов. Но все не так гладко, как кажется на первый взгляд. Противостояние продолжается как на самом заводе, так и за его пределами.
Замглавы Государственной налоговой администрации во Львовской области (налоговая имеет 30% голосов в совете кредиторов, еще около 25% — Пенсионный фонд и 20% — «Львовоблэнерго») Иван Кравчук на минувшей неделе заявил на пресс-конференции, что завершение санации завода под угрозой срыва. По его словам, с 16 января управляющий санацией Олег Кобельник не имеет доступа к своему рабочему месту и не может вести никаких финансовых операций, включая расчеты с кредиторами и выплату долга по зарплате. «И это при том, что санатор завода — ЗАО «Международная агропромышленная корпорация» — еще 20 января перевел на счет завода средства для погашения всех долгов — 17,317 млн. грн.»,— сказал г-н Кравчук.
Кроме того, затянуть и даже сорвать санацию может и требование представителя трудового коллектива в совете кредиторов Петра Онищака сменить руководителя санации, утверждает г-н Кравчук.
Дело о банкротстве «Львовсельмаша» началось еще в марте 1997 г. по иску теплокоммунэнерго Железнодорожного района города в хозсуд области. Первоначально предполагалась самосанация — погашение долгов за счет продажи активов завода, не задействованных в основном производстве. К 1997 г. имущество завода оценивалось в 137 млн. грн., а долг — в 10 млн. грн. К июлю 2004-го имущество завода «уценили» до 68 млн. грн., а с долгами так никто и не рассчитался.
Управляющего санацией тогда заменили на Александра Качмара. А санатором стала немецкая компания Gesellschaft fur Externe Investitionen, которая, как оказалось впоследствии, была основана через месяц после того, как стала санатором. «Это какая-то алхимия»,— считает замглавы Львовской облгосадминистрации по экономике Валерий Пятак. Общая сумма кредиторской задолженности достигла тогда 17 млн. грн., в то время как для запуска основного производства, по словам г-на Пятака, заводу нужно около 25 млн. грн.
Львовский губернатор Петр Олийнык утверждает, что предыдущее руководство налоговой назначило несуществующую немецкую компанию санатором ОАО «Львовсельмаш», выполняя «заказ иностранных предприятий, которые заинтересованы в вытеснении Украины с рынка». Г-н Олийнык считает, что банкротство затевалось из «элементарного желания продать завод на металлолом, а на приобретенной земле заниматься другим бизнесом, скажем, строить жилье».
В конце концов, суд продлил санацию до 28 февраля этого года, а ее руководителем назначил Олега Кобельника. В октябре 2005 г. тот дал объявление в газету «Голос України», после чего появилось восемь претендентов на санацию: ООО «ЛИМ-ОС», ООО «ЛИМ», ООО «Западно-украинская строительная компания», ООО «ТЕТИС», ООО «САВСЕРВИС-ЦЕНТР», ЧП «Транимпекс», Intercons Corp. Ltd. и собственно ЗАО «Международная агропромышленная корпорация», которое комитет кредиторов и выбрал инвестором.
Компания, в частности, намерена в 2006 г. начать выпуск зерноуборочных комбайнов John Deer, а также тракторов и другой тяжелой сельхозтехники, чтобы продавать ее на востоке страны. «Международная агропромышленная корпорация» намерена инвестировать в проект 20 млн. грн.
Впрочем, трудовой коллектив имеет претензии к плану санации, а в декабре комитет кредиторов рекомендовал назначить представителя коллектива Петра Онищака исполнительным директором и поручить ему подготовку бизнес-плана на 2006 г.
Г-н Онищак сообщил, что с 26 декабря Олега Кобельника не пускают на завод: «После наших настойчивых требований он вышел из кабинета, а рабочие подперли дверь куском металла». Олег Кобельник комментировать происходящее прессе отказывается.
Зато сотрудники «Львовсельмаша» именуют управляющего санацией не иначе как «агентом «Международной агропромышленной корпорации». Он-де намерен реализовывать имущество компании ниже остаточной стоимости. Например, станок весом 50 т оценен в 23 тыс. грн. — дешевле, чем стоимость металлолома. Кроме того, инвесторов якобы интересуют в основном земельные участки завода. По данным г-на Онищака, у завода 88 га земли, в том числе около 16 га в центре города и 1,6 га в поселке Брюховичи с инфраструктурой и детским оздоровительным лагерем. Впрочем, по данным налоговой, у завода сегодня только 48 га земли, и то в аренде, а остальное было изъято горсоветом.
Львовский облсовет обратился в хозсуд области с просьбой усилить контроль над санацией «Львовсельмаша» и выяснить наличие нарушений законодательства в процессе банкротства и санации компании. Глава облсовета Михаил Сендак пояснил, что такое решение депутатов было вызвано многочисленными пикетами сотрудников завода и обращениями коллектива о помощи. Заводчане обвиняют областную налоговую и ряд компаний в попытке довести до банкротства завод, а потом распродать его землю.
В свою очередь, ГНА Львовской области обратилась к Фонду госимущества и регистратору ОАО «Львовсельмаш» компании «Народные реестры» (Львов) с просьбой определить владельца контрольного пакета акций предприятия. «Направили запросы и в региональное отделение ФГИ, и регистратору»,— заявил Иван Кравчук.
ОАО «Львовсельмаш» специализируется на производстве сельскохозяйственной техники, в частности, машин для обработки почвы, опрыскивателей, культиваторов, граблей и машин для картофелеводства.
50% + 1 акция ОАО были ранее переданы в уставный фонд лизинговой компании «Украгромашинвест». В сентябре 2005 г. Кабмин решил исключить этот пакет вместе с 17 другими из уставника компании для продажи на конкурсе. По версии регистратора, 50% акций компании принадлежат ИНГ Банк Украина, 16,31% — компании «Ицеберг» (Прага, Чехия).