Домик с видом на культуру

no image

Депутаты разрешили приватизацию квартир в домах-памятниках

На днях ВР приняла закон (законопроект №8598), разрешающий приватизацию помещений из жилищного фонда городов в домах, считающихся культурными или историческими памятниками местного значения. Опрошенные «ЭИ» риэлторы не исключают, что смекалистые жильцы будут переводить приватизированные и явно недешевые помещения из жилого в нежилой фонд. Но ничего плохого в этом не видят.

Автор законопроекта, вносящего изменения в ст. 1 Закона Украины «О временном запрещении приватизации памятников культурного наследия», народний депутат Людмила Кириченко мотивировала принятие документа тем, что «граждане не могут приватизировать жилые помещения, размещенные в домах коммунальной собственности — памятниках культурного наследия местного значения».


Напомним, в феврале прошлого года вступил в действие закон, временно запрещающий приватизировать памятники культурного наследия. В то же время Кабмин должен был в течение шести месяцев, до 1 августа 2005 г., составить список объектов, которые приватизировать нельзя, а ВР должна была его утвердить. Причем основной целью всех этих документов было сохранение «в первозданном виде» памятников архитектуры. Тогда в качестве двух главных «опасностей» эксперты называли внутреннюю перепланировку и «уродование» памятников рекламными вывесками — в том случае, если объект переводится из жилого в нежилой фонд.  Но перечень правительство так и не подготовило, и в итоге, как указывает г-жа Кириченко, все проживающие в домах-памятниках граждане «не могут реализовать свое право на приватизацию жилья».


Опрошенные «ЭИ» эксперты утверждают, что ничего плохого в принятом законопроекте нет. «Во-первых, Президент его еще не подписал. Во-вторых, помещений, о которых идет речь в документе, не так уж и много. А в-третьих, есть четко прописанная процедура перевода помещения из жилого в нежилой фонд, причем она не такая уж и легкая»,— заявил глава АН «CIT» Эдуард Бразас. «В этих домах проживают люди, у которых не всегда находятся средства на квартплату, поэтому для них выходом из ситуации является продажа собственной квартиры»,— добавляет директор АН «Планета Оболонь» Алексей Котенко. По его мнению, лучше, чтобы, например, все жильцы одного такого дома продали свои квартиры инвестору, который сделает ремонт помещений, в общем, отреставрирует памятник, на что у властей не всегда хватает средств. С этим соглашается и директор по продажам и маркетингу строительно-инвестиционной компании «Новый Континент» Виктория Нерода, по утверждению которой в большинстве случаев эти дома находятся в ужасном состоянии и требуют реставрации. По ее приблизительным подсчетам, в Киеве таких объектов около сотни.


Кстати, как утверждает
г-н Котенко, кардинально изменить внешний вид здания или его внутреннюю перепланировку местные власти не дадут (как показывает практика последних нескольких лет, бывали случаи, когда инвесторы пытались выкупить дом-памятник в центре Киева, снести его и построить на его месте новый. Хотя, стоит признать, это у них не всегда получалось.— Авт.). Кроме того, в принятом законе указано, что приватизировать можно только те объекты, которые расположены в памятниках «местного значения» (приватизация «общенациональных» по-прежнему под запретом), а также то, что приватизация помещений разрешается при условии «обеспечения собственниками жилья сохранения памятника культурного наследия». Хотя, что точно подразумевается под «сохранением памятника» в законе не указано, следовательно, при желании собственник вполне сможет «истолковать» эту норму по-своему. «Главное, чтобы власти создали какой-то архитектурный совет, который бы жестко контролировал действия собственников при реконструкции, модернизации или перестройке ими таких помещений,— объясняет
г-жа Нерода,— чтобы, к примеру, владельцы не смогли самовольно достраивать лоджии или застеклять балконы».


Кстати, в России, по словам г-на Котенко, памятники культурного наследия уже несколько лет приватизируются, но их собственники не имеют права менять назначения помещений, должны сохранять их изначальную планировку и даже разрешать проводить в них экскурсии. Примерно то же происходит и в Англии: там, как рассказала Виктория Нерода, люди живут в особняках XVIII века, но не имеют права без согласования с архитекторами и местным органами власти даже вбить в стену гвоздь.


Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Видео
Все статьи