Три шефа бизнес-школ — о преимуществах и недостатках получения MBA в Украине и за ее пределами
Наличие МВА-образования (MBA — Master of Business Administration) уже не является чем-то исключительным. Однако и обыденностью еще не стало. Правда, правительство всерьез задумалось о признании МВА-образования государством. Это значит, что школы, предлагающие МВА, будут теперь выдавать не сертификаты, а дипломы государственного образца. Велика вероятность, что все кому ни лень, начнут открывать соответствующие программы. Дабы понять, что происходит на рынке бизнес-образования, «ЭИ» задали пять одинаковых вопросов руководителям трех бизнес-школ «высшей лиги».
Михаил Крикунов, президент Международного института бизнеса
— Что изменилось в сфере бизнес-образования за последние 2-3 года?
— 3 года назад в Украине существовало пять школ, предлагающих программы МВА, сегодня их уже более 20. В прошлом году была сделана первая попытка составления рейтингов украинских программ МВА. Новая тенденция — формирование своих программ МВА государственными университетами.
В Украине растет количество игроков на рынке бизнес-образования за счет появления новых тренинговых агентств, консалтинговых компаний, бизнес-школ при вузах. Заметен рост профессионализации предложения и более четкое понимание рынком разницы между программами «pre-experience» (до опыта работы) и «post-experience» (с опытом работы).
— Кто сейчас идет учиться?
— Процент руководителей высшего звена, которые приходят в бизнес-школу на программы МВА, растет. Мы видим это по нашей программе Executive MBA. Чаще всего это первые лица динамично развивающихся компаний.
На квалификационные программы МВА, направленные на карьерный рост, обычно идут прогрессивно и глобально мыслящие специалисты по финансам, маркетингу, PR.
Открытые программы посещают практики, которые хотят решить свои насущные проблемы.
Общение с другими студентами и слушателями оцениваются как не менее важный фактор, чем собственно программа.
— Преимущества/недостатки нашего и заграничного МВА-образования.
— Американское и западноевропейское бизнес-образование имеет уже сложившиеся традиции, четкую специализацию программ, сформированные стереотипы восприятия их со стороны клиентов. Западные школы имеют репутацию, которую они берегут как зеницу ока. Далеко не каждый украинский менеджер или руководитель может позволить себе выложить $40-60 тыс. за тамошний МВА.
Однако многие технологии управления, успешно работающие на Западе, требуют существенной адаптации к национальным особенностям ведения бизнеса. Именно эту роль могут и должны играть отечественные программы МВА. Когда мы даем возможность нашим профессорам пройти стажировку или обучение в США, Германии или Великобритании, мы ожидаем от них «возврата инвестиций» в виде использования в учебном процессе полученных там и адаптированных к Украине знаний. Высококлассный преподаватель украинской МВА-программы сегодня — это еще и консультант или практикующий менеджер.
Несмотря на большую практическую полезность и меньшую стоимость (украинского МВА. — Ред.), мы всегда говорим интересующимся, что они сами должны определить, что им больше подходит. И если они могут себе позволить обучение, скажем, на МВА Чикагской школы бизнеса, то не прогадают.
— Помогает ли при трудоустройстве диплом МВА сегодня?
— В Украине сегодня нет системы трудоустройства выпускников МВА. Нет единого понимания значения этого образования ни у рекрутеров, ни у компаний, ни у самих соискателей. Но эта ситуация меняется в лучшую сторону, формируется репутация дипломов МВА той или иной украинской бизнес-школы.
— Что, кроме знаний, дает сегодня школа МВА?
— Не столько новые знания, сколько систематизацию и развитие личных навыков управленца; дает новые идеи, знакомит с новыми технологиями, практическим опытом.
Нередко аудитория МВА становится местом заключения сделок или достижения договоренностей о бизнес-партнерстве.
Павло Шеремета, декан Киево-Могилянской бизнес-школы (kmbs)
— Что изменилось в сфере украинского бизнес-образования за последние два-три года?
— Появилась значительная конкуренция. Киевская бизнес-школа отделилась от IBR (IBR — Institute of International Business Relations, т. е. Институт международных деловых отношений предлагает международную программу МВА в различных странах. — Авт.), более активным на рынке стала школа KIBIT. Но, думаю, еще интереснее будет в следующие два-три года. Возможно, государство признает наконец-то образование МВА, и тогда откроются сотни бизнес-школ на базе бывших ПТУ. Но, как говорит один мой польский коллега, «на рынке выживут наилучшие и самые дешевые — не выживет середина».
Важная для бизнес-образования вещь — эмоциональный контакт со своими студентами. Ведь программы всех бизнес-школ Украины, по сути, одинаковы, потому что есть требования международной и национальной аккредитации. У всех есть курс финансов, маркетинга и т.п. Можно скопировать все это, нельзя скопировать ауру, атмосферу.
В последнее время школы больше стали уделять внимания маркетингу и инновациям. Например, мы ввели курс «Управление инновациями», курс истории бизнеса, начиная с Древней Греции, сделали летний курс менеджмента.
— Кто сегодня является клиентом бизнес-школ? Кто идет учиться?
— Я выделяю три сегмента студентов. Первые — менеджеры среднего звена, которые уже готовятся или хотят в скором времени стать топ-менеджерами. Они идут на МВА за широтой понимания бизнес-процессов.
Вторые — наемные топ-менеджеры, генеральные директора. Те, кто не успел в свое время получить бизнес-образование и понял, что оно необходимо.
И третий сегмент — это собственники бизнесов. Они приезжают в школу на последних марках дорогих автомобилей. Я долго не мог понять, что им может дать МВА. На лекциях они сидят с «затуманенными» глазами. Попытавшись понять их мотивацию, я уяснил, что они приходят расширить поле идей: например, каким еще интересным бизнесом можно заняться. Кстати, многие из них, приходя, уверены, что их бизнес-проблемы — это что-то исключительное. Но вскоре понимают, что это довольно универсальные проблемы, что есть методики, опыт их решения.
Этот тип не похож на два первых. У таких людей уже есть комплексное понимание бизнеса. Поэтому мы планируем собственников выводить в отдельные группы.
— Каковы преимущества и недостатки нашего и зарубежного МВА-образования?
— Если у нас в бизнес-школах по каждой дисциплине один, максимум два преподавателя, то на Западе по 10-15 в каждой, а таких школ только в Америке — не менее двухсот. Поэтому одним из достоинств западных бизнес-школ является их системность.
В отличие от западных, украинские школы очень инновационные, они не боятся менять программы. В западной школе изменить программу — дело нескольких лет. Кроме того, наши бизнес-школы учат нашей бизнес-реальности.
Ну и, конечно, цена. Если на Западе в хорошей бизнес-школе курс стоит $60-120 тыс., то в Украине стоимость программы МВА — $10-13 тыс.
— Каким дипломам больше доверяют украинские работодатели — нашим или западным?
— Наверное, западным: там эта система существует около ста лет. У нас же не более 15-ти. Но многие из тех, кто ищет сотрудников с дипломами МВА, понимают, что им нужны люди, знающие украинскую бизнес-среду.
— Что, кроме знаний, дает украинский диплом МВА?
— Навыки общения, анализа, лидерства, работы в команде, понимание глобальности и системности бизнеса.
Макс Гольцберг, проректор по учебной и научной работе МИМ-Киев
— Что изменилось в сфере бизнес-образования за последние 2-3 года?
— Наблюдается огромный рост, и количественный, и качественный. Появляются новые бизнес-школы. Часть этих новичков имеет неплохой потенциал. Растут цены на существующие программы, и при этом набор студентов не уменьшается.
Нашим рынком активно интересуются западные бизнес-школы, даже из топ-рейтингов. Если мы откроем любое украинское деловое издание, то увидим рекламу как минимум двух-трех зарубежных школ. А такие гранды бизнес-образования, как Chicago Business School, IEDC-Bled School of Management, лидер своего сегмента Open University, не только и не столько рекламируются в прессе, но и проводят презентации.
Рынок сегментируется: клиент стал более переборчив. Многие школы вывели на рынок свои программы МВА для высшего руководящего звена, растет спрос на среднесрочные программы для топ-менеджмента.
— Кто сейчас по большей части идет учиться?
— Проще ответить, кто не идет. Не идет достигший своего потолка, без амбиций, или уж слишком самонадеянный. Все остальные просто выбирают необходимый образовательный продукт. Если говорить о программах МВА, то можно выделить две большие группы и одну маленькую. К первой относятся топ-менеджеры и собственники бизнесов, ощутивших недостаток управленческих знаний на этапе «регуляризации» крупного бизнеса. Они выбирают программы Senior Executive MBA или программы МВА модульного формата. Вторая группа — это менеджеры среднего звена, которым необходимы знания и степень МВА для дальнейшей карьеры в крупных компаниях. Раньше таким образом учились в подавляющем большинстве сотрудники мультинациональных компаний. Сейчас это, в основном, работники отечественных фирм. Такие клиенты выбирают вечерний формат обучения. Ну и небольшая группа честолюбивых дебютантов, которые совсем недавно окончили вузы. Это — не совсем наши клиенты, но возможно, в других школах их больше.
— Преимущества/недостатки нашего и заграничного МВА-образования?
— Если для кого-то критически важно жить и работать в США, не нужно тратить время и деньги на европейскую программу. Идите прямиком в американскую школу или в сугубо международную, например, IMD или Thunderbird. Если вы планируете работать в первую очередь на украинском рынке, выбирайте подходящую именно вам украинскую школу. Хотя не факт, что вы останетесь при этом в Украине. Стандартный путь выпускника программы МВА в таком случае — киевский офис, офис в Будапеште (Праге, Варшаве, Москве…), европейская штаб-квартира компании, где он трудится — в Женеве (Париже, Брюсселе…). Вопрос в том, откуда стартуем, куда хотим попасть и как быстро. Я главный недостаток украинской школы (мы говорим только о лидерах) вижу в том, что выпускнику начало карьеры в штаб-квартире или Гонконгском офисе не светит. Начинать придется в Киеве. Впрочем, и после американской или европейской школы второго-третьего эшелона начинать придется «на месте».
— Помогает ли при трудоустройстве диплом МВА? Если да, то больше «весит» диплом нашей школы или западной?
— Конечно, помогает. Пока что преимущество в большинстве случаев на нашей стороне. К западникам после не всегда удачного опыта сотрудничества отношение бывает несколько предубежденное. Часто сказывается два года отсутствия в родных пределах. Кроме того, затраты на украинский МВА значительно меньше, поэтому запросы по заработку у украинского выпускника скромнее. Если речь идет о мультинациональных компаниях, то ситуация в этом вопросе не так однозначна.
—Что, кроме знаний, дает сегодня школа МВА?
— То, ради чего идут и в Harvard, и в Wharton, и в London Business School — связи и контакты. Кроме того, у нас в МИМе исповедуется принцип: закончив школу, ты не перестал быть нашим клиентом. По всему миру принцип «Бизнес — это не цифры, бизнес — это люди» является ключевым.