Харьковский губернатор выиграл борьбу за местный «Электротяжмаш»
В конце прошлой недели уволен гендиректор завода «Электротяжмаш» Олег Калашников. Этой отставки добивался лично харьковский губернатор Арсен Аваков, угрожая Президенту и правительству своим уходом с поста. По мнению последнего, причина нагнетания обстановки крылась в давнем и достаточно скандальном контракте другого харьковского предприятия — «Турбоатом» — на поставку турбогенераторов в Индию. В итоге губернатор не просто победил, а еще и добился назначения на должность и.о. гендиректора своего человека.
В своих заявлениях накануне увольнения некоторые украинские партии предупреждали, что на эту должность Минпромполитики может назначить давнего знакомого Арсена Авакова — Виталия Чередника. Так и произошло. Ранее г-н Чередник работал замгендиректора «Турбоатома». В его новой приемной «ЭИ» сообщили, что он знакомится с ситуацией на «Электротяжмаше», а поэтому вряд ли найдет возможность пообщаться с прессой. Аналогичные ответы мы получали на протяжении двух недель в телефонных разговорах с приемной «Турбоатома».
Источник в Министерстве промполитики объяснил увольнение тем, что на «Тяжмаше» ухудшилась финансовая ситуация. В частности, увеличились убытки в первом полугодии 2005 г. до 8 млн. грн. (по сравнению с 200 тыс. грн. за аналогичный период прошлого). Олег Калашников пообещал «ЭИ» на нынешней неделе опубликовать в интернете данные аудита «Электротяжмаша», которые должны опровергнуть такие обвинения. В то же время он не будет более добиваться восстановления на должность гендиректора. Напомним, в августе, согласно одному из приказов Минпрома, Олег Калашников был уволен, а затем в судебном порядке восстановлен.
По мнению одного из работников «Турбоатома», с приходом на «Электротяжмаш» Виталия Чередника контракт на поставку индийской фирме NPSL четырех турбогенераторов для двух АЭС на общую сумму примерно $68 млн. будет выполнен. Из-за этого контракта, генподрядчиком по которому выступал «Турбоатом», на «Электротяжмаше» сменился уже не один директор. Согласно заключенному в 2002 г. договору с индийцами, «Тяжмаш», как один из субподрядчиков, должен был произвести для «Турбоатома» четыре генератора стоимостью $2,75 млн. каждый. Данная цена, по мнению Олега Калашникова, невыгодна для «Электротяжмаша», поскольку вынуждала предприятие три года работать «в ноль». Подписывать договор комиссии между заводом и «Турбоатомом», а тем более, выполнять контракт, предыдущие директора не хотели, но после известной «дозы убеждения», в том числе и от Анатолия Мялицы (предыдущий министр промполитики. — Авт.) строптивость пропала. В 2004 г. «Турбоатом» предложил заводу заключить дополнение к договору, по которому «Электротяжмаш» должен был закупить оборудования еще на $2 млн. к каждому генератору.
«По-хорошему, — говорит г-н Калашников, — завод должен получать от продажи каждого комплекта около $7 млн., что обеспечило бы ему нормальную рентабельность в 25%». Однако позиция руководства «Турбоатома» была неизменной: $2,75 млн. и ни центом больше.
«Электротяжмаш» произвел заказанные в рамках контракта комплектующие, но его руководство до последнего отказывалось подписывать документы об их отгрузке в адрес «Турбоатома». Чем спровоцировал в августе нынешнего харьковского губернатора Арсена Авакова на резкие публичные высказывания в духе: «Если Калашников останется в кресле, я уйду с должности».
В Министерстве промполитики утверждают, что с увольнением гендиректора идея объединить энергомашиностроительные предприятия в единый холдинг (ее отстаивал г-н Калашников) не будет отброшена. Изначально предполагалось включить в него «Турбоатом», «Электротяжмаш» и Харьковский приборостроительный завод им. Шевченко.
Подкорректировать эти планы может приватизация «Турбоатома», призрак которой постоянно витает вокруг предприятия. Арсен Аваков уже высказался против продажи частному собственнику госпакета акций «Турбинки» в 75%, мотивировав это появлением нежелательных рисков для завода. Скорее всего, рискуют миноритарные акционеры: оффшорные компании Jersonet Group Inc. (14,55% акций) и UIFL (5,05%). Их связывают с российским предпринимателем Константином Григоришиным, нынешняя степень влияния которого на «Турбоатом», по слухам, достаточно высока.
С продажей контрольного пакета российским «Силовым машинам» или немецкой Siemens это влияние может ослабнуть. К слову, оффшоркам Константина Ивановича приписывают владение другим энергомашиностроительным гигантом — Сумским научно-производственным объединением им. Фрунзе.