Монопольное положение ГП «Кремнийполимер» позволило ему создать систему сбыта, которая не нравится ни часному бизнесу, ни государству
Запорожское государственное предприятие «Кремнийполимер» — крупнейший в СНГ и единственный в Украине производитель силиконов. Однако балансовая прибыль предприятия за 2004 г. составила всего 22 тыс. грн. 29 августа в Министерстве промышленной политики по поводу «не тех» результатов работы ГП состоялся «круглый стол». Впрочем, на самом деле речь шла о том, почему у «Кремнийполимера» есть дистрибутор, который «равнее других».
В заседании участвовали заместители министра Виктор Баранчук и Валерий Третьяков, директор «Кремнийполимера» Анатолий Холодков, а также дистрибуторы лакокрасочной продукции, чьи интересы-де ущемлены.
Продукция запорожского предприятия — свыше 200 наименований, в том числе термостойкие краски, эмали и лаки — пользуется высоким спросом на рынке и экспортируется более чем в 20 стран мира. В частности, по свидетельству участников «круглого стола», в РФ продукты «Кремнийполимера» не просто успешно выдержали конкуренцию с тремя национальными производителями, но и заняли там лидирующее положение. Руководитель силиконового гиганта Анатолий Холодков, возглавляющий «Кремнийполимер» уже 25 лет, назвал статистику: 100 млн. грн. в год — объем производства кремнийполимеров в Украине.
А теперь о плохом. По словам руководителя ЧП «Беллона» Александра Простака, глава «Кремнийполимера» создал откровенно дискриминационные условия для дистрибуции: у завода, мол, существует «приближенный номер один» — частное предприятие «Корона-2000». У него есть право на приобретение львиной доли продукции с огромными скидками и 30 дней отсрочки платежа, в то время как остальные участники рынка обязаны вносить стопроцентную предоплату за 30-40 дней. «Выполнение заявок дистрибуторов, кроме «Короны-2000», зависит исключительно от прихоти директора завода-монополиста, — заявил г-н Простак. — Почему свои планы на увеличение производства лаков «Кремнийполимер» соотносит исключительно с потребностями «Короны-2000»? Почему отпускные цены для «эксклюзивного дистрибутора» занижены так, что это делает работу государственного предприятия убыточной? Кроме того, существует негласный запрет на экспорт продукции «Кремнийполимера — только торговый дом «Корона-2000» имеет право торговать в странах СНГ».
О наболевшем говорил и руководитель ООО «Монолит-Форт» Ростислав Кошевой: «Как можно считать нормальной работу, если у нас покупная цена равна цене сбыта «Короны-2000»? Им продукция отпускается со скидкой до 40%! Неужели заводу выгодно реализовывать продукцию «Короне-2000» по 27 грн. за 1 кг, когда «эксклюзивный дистрибутор» перепродает ее по 40, 45, 71 грн.? Куда идет разница?»
Несколько под иным углом проблему увидел генеральный директор украинско-казахского предприятия ООО «Востокмаш-Аванта» Михаил Капустин: «Я представляю машиностроительное предприятие, которое потребляет лак, и его нам нужно до 3 т в месяц. Мы хотели бы установить прямые контакты с заводом «Кремнийполимер», но заводские цены, которые нам назвали, слишком высокие. А у посредника они оказались ниже».
Представитель ЧП «Корона-2000» Карен Григорян пояснил, каким образом его фирма завоевала пальму первенства: «В 1999 г., когда правительство Виктора Ющенко потребовало перейти на денежную форму расчетов, наша компания помогла «Кремнийполимеру» закрыть долги. Мы взяли на себя роль дистрибутора лаков и красок завода, благодаря кропотливому труду в течение года и трех месяцев, не получая ни копейки прибыли, восстановили сбыт на потерянном было российском рынке. Почему тогда никто, кроме нас, не проявил инициативу? А сегодня, когда мы контролируем 50% российского рынка, когда работает наше представительство в Москве, появляются такие вопросы. Мы рискуем, мы несем затраты, поэтому выигрываем. Еще хочу сказать, что ЧП «Беллона» и ООО «Велум» в 2002 г. стали ввозить в Украину российский лак, да так, что украинский рынок мог быть нашим заводом потерян. Мы боролись с этим, в том числе ценовыми методами. Поэтому не надо лишних слов. Достаточно открыть прайсы, чтобы понять, кто чей дистрибутор».
Директор «Кремнийполимера», в свою очередь, не отказался провести на заводе встречу за «круглым столом», «чтобы говорить по делу». Обвинения в адрес «Короны-2000» он отверг как необоснованные: «Даю справку по реализации лаков за 6 месяцев 2005 г. «Короне-2000» отпущено 325 т, ЗАО «Биохим» (г. Санкт-Петербург) — 51 т, ООО «Агрострой» (г. Запорожье) — 72 т, ЗАО «НПК «Софекс» (г. Москва) — 24 т, всем остальным дистрибуторам — 19 т. Если бы не сотрудничество с «Короной-2000», в 2004 г. завод потерял бы 2,9 млн. грн. Да, для «Короны-2000» существуют иные условия. Но они выстраданы, заработаны благодаря помощи нам в трудное время. Меня самого удивляют темпы, с которыми «Короне-2000» удалось освоить российский рынок. По сути, у нас остался только один конкурент — российский «Химпром», — бороться с которым очень почетно. Поэтому я буду ставить сотрудничество с «Короной-2000» в качестве примера».
Выслушав стороны, Валерий Третьяков заявил, что непрозрачную политику ценообразования на «Кремнийполимере» необходимо менять. И обязал директора завода до конца недели провести встречу со всеми заинтересованными участниками. «От этого выиграет только завод, — отметил г-н Третьяков. — Ведь «Корона-2000» — не государственное предприятие, значит, у нее нет преимуществ». (А у государственных, значит, есть? — Ред.).
Собравшись после заседания, руководители 10 предприятий — дистрибуторов продукции «Кремнийполимера» приняли решение о создании ассоциации «Украинский силикон», которая будет отстаивать их интересы во взаимоотношениях с монополистом. Возглавит ассоциацию Ростислав Кошевой.