Кабмин подумывает предоставить некоторым трейдерам льготы на перевалку зерна нового урожая
По слухам, на этой неделе тарифный комитет при Кабмине будет решать, предоставлять ли льготы «отдельным категориям зернотрейдеров» на экспорт зерна нового урожая. По мнению экспертов, в случае если льготы будут введены, они повлекут за собой развал целостной системы экспорта зерновых из Украины. Изменение единых тарифов не выгодно ни тем трейдерам, которым льготы «не положены», ни портам.
Как сообщила корреспонденту «ЭИ» пресс-секретарь государственного объединения «Укрморпорт» Елена Яицкая, в 2004-2005 гг. экспортные зерновые грузы перерабатывались 14-ю портами из 18-ти, находящихся в ведении гособъединения (см. «ЭИ» №209).
В ГО «Укрморпорт» утверждают, что сейчас «размеры всех портовых сборов и плата за услуги, предоставляемые в морских торговых портах Украины, одинаковы для всех зернотрейдеров без предоставления преимуществ отдельным организациям»… Кроме того, в «Укрморпорте» отмели муссирующиеся зернотрейдерами слухи о якобы завышенных портовых сборах и подробно рассказали, какие платежи при экспорте взимаются и на что используются.
Сборы за перевалку экспортного зерна регламентированы постановлением Кабмина №1544 от 12.10.2000 г., где четко записано, что они являются «исключительно целевыми платежами». То есть эти поступления можно использовать только для поддержания в надлежащем состоянии гидротехнических сооружений и обеспечения безопасности судоплавания в акваториях морских торговых портов. Правда, при экспорте зерна через морпорты судам также предоставляются услуги по их обслуживанию (портами, разумеется.— Авт.). Размеры сборов и плата за услуги портов в этом случае регламентируются минтрансовским приказом №711 от 15.12.2000 г. При этом все зависит «непосредственно от заказа судовладельца или его представителя, которые детально ознакомлены с размерами платы».
Более того, судя по информации портовиков, в последние годы основная процедурная часть оформления зерновых грузов на экспорт осуществляется представителем грузовладельца (экспедитором) практически без участия порта. И действительно, около 90% припортовых элеваторов являются для портов «посторонними» структурами, которые де-юре не подчиняются Минтранссвязи, а значит, имеют право осуществлять независимую ценовую политику. Порты юридически не имеют ни прав, ни возможности влиять на уровень тарифов переработки экспортных зерновых. Правда, при этом портовики умалчивают о том, что все без исключения зерновые терминалы построены на их территории, так что теоретически порты могут косвенно регулировать тарифы. И хотя, по информации ГО «Укрморпорт», средний размер платы за перевалку экспортных зерновых составляет всего лишь 6,2% от общей стоимости экспортной партии, есть один нюанс — большая часть зерна хранится в коммерческих зерновых терминалах, а значит, плата за его хранение взимается по договорным ставкам. По словам представителей «Укрморпорта», более 90% издержек экспортеров идет в карманы кого угодно, только не портовых служб. Так что возможный пересмотр тарифов будет на руку в первую очередь не портам, а тем, кто ратует за «дифференцированный подход к субъектам».
По мнению источников «ЭИ», если трейдеров «поделят», часть из них уйдет обслуживаться в близлежащие иностранные порты. Например, в ту же Констанцу (Румыния).