Валентина Семенюк согласна на мировое соглашение с Ахметовым и Пинчуком. Но после решения суда
Возможно, Валентина Семенюк станет первым председателем Фонда госимущества, которому будет за что сказать «спасибо». Вчера, 2 июня, она заявила на пресс-конференции, что намерена добиваться в парламенте принятия закона «О Фонде госимущества», одним из авторов которого сама же и является. Для того чтобы иметь больше возможностей «протолкнуть» документ, она до сих пор не слагает с себя депутатских полномочий. Г-жа Семенюк публично пообещала отказаться от депутатства сразу же после принятия закона.
«Все органы исполнительной власти имеют собственный статус, а Фонд его не имеет. Фактически это означает беззащитность перед волей вышестоящих чинов, а подчинение какому-то положению, утвержденному еще в 1993 году, похоже на издевательство. Деятельность ФГИ должна регламентироваться законом», — заявила Валентина Семенюк. По ее словам, ярким доказательством фондовской беззащитности является конфликт вокруг днепропетровского рынка «Озерка», «когда договор о купле-продаже объекта работники Фонда подписывали под дулом автомата». Неизвестно, способен ли закон защитить от пули, но с ним Фонду наверняка будет уютнее.
Однако реализовать свои обещания Валентине Петровне не удалось. Тщетно вчера в парламенте она подбегала к трибуне и что-то горячо доказывала спикеру Владимиру Литвину. Закон о Фонде на рассмотрение так и не вынесли, и выступить главной приватизаторше не дали. Как пояснил корреспонденту «ЭИ» зампред Комитета по экономической политике депутат Владимир Демехин, судя по настроениям народных избранников, закон «не пройдет». Нет, мол, в нем четкости и определенности, а среди депутатов — единства взглядов на статус Фонда.
Несмотря на неопределенность статуса, деятельность ФГИ ведет весьма активную. И при этом ничего не приватизирует. Как пояснила г-жа Семенюк, объектов в Фонде осталось очень мало, в основном они находятся в управлении отраслевых министерств. Для того чтобы выяснить, что из госимущества еще осталось, Валентина Петровна, по ее словам, и затеяла инвентаризацию. Пока же процесс идет, она обратилась к правительству с просьбой снизить план поступлений от продажи имущества.«Поступления от продажи имущества будут предметом рассмотрения Кабинета министров, потому что однозначного перечня того, что можно продавать, нет. 7,8 млрд, грн., заложенные в бюджете, завязаны на «Укртелеком». Кабмин принял решение не продавать его, пока не будет изучен рынок телекоммуникаций», — пояснила глава ФГИ.
Пока Кабмин занимается изучением рынка, а мобильные операторы все больше теснят фиксированную связь, ФГИ ищет альтернативные пути наполнения бюджета. Помимо выдавливания платы из арендаторов госимущества и дивидендов из госпредприятий Фонд активизировал разрыв договоров купли-продажи с нерадивыми покупателями. По словам Валентины Петровны, судебных исков о расторжении договоров уже 194. Поэтому она с гордостью смогла отмахнуться от вопроса о «списке 29». Нет его. Есть будничная рутинная работа в судах по расторжению договоров. И она ведется не по 29-ти, а по 194 объектам.
Одним из таких объектов стал Запорожский алюминиевый комбинат. В апреле суд фактически вернул в госсобственность 68% акций комбината, проданных в 2001 году ЗАО «АвтоВАЗ-Инвест», и обязал Фонд продать пакет второму участнику приватизационного конкурса — «Внешнеторговой фирме КрАЗ». Однако, по информации «ЭИ», на данный момент почти полный пакет ЗАлКа уже принадлежит российскому СУАЛу, который никакого участия в приватизационных торгах не принимал, никаких обязательств на себя не брал, и, судя по всему, вообще является «добросовестным покупателем». Тем не менее г-жу Семенюк почему-то смущает не это. «Во второй части судебного решения сказано, что Фонд должен продать пакет ЗАлКа той структуре, которая заняла второе место. Но сегодня уже нет того состава комиссии, которая проводила приватизацию, и нет того руководителя ФГИ. Поэтому исполнить данное решение мы не можем», — пояснила г-жа Семенюк. По ее словам, ФГИ обратился в суд для того, чтобы он разъяснил свое решение, а тем временем Валентина Петровна лично съездила на комбинат, встретилась с его руководством, посмотрела, что тот хорошо работает, «показателей» не снижает, зарплату выплачивает, и разрешила пока работать дальше. Мол, как суд скажет, так и будем делать. Что характерно, «сторона,которая перекупила этот объект, согласилась воздерживаться от получения кредитов, от движения активов, так как это может быть предметом рассмотрения в суде».
К собственникам других объектов г-жа Семенюк относится не так лояльно. Например, идею мирового соглашения с покупателями «Криворожстали» она поначалу отвергла напрочь. «Мировое соглашение не может быть заключено, так как там разные субъекты исков. Кроме того, если заключать мировое соглашение с Ринатом Ахметовым и Виктором Пинчуком, то это будет означать пренебрежение интересами тех граждан, которые получили акции ОАО «Криворожсталь» в марте 2004 года», — заявила глава ФГИ. Однако ей напомнили, что за заключение мирового соглашения (правда, после того, как появится решение суда) высказался Президент Виктор Ющенко. Тогда главная приватизаторша сменила гнев на милость и сказала: «Конечно, после решения суда мировое соглашение возможно».