Chernobyl на экспорт

no image

Разработчики компьютерной игры «Казаки» обещают, что до конца года будет выпущена их новая «стрелялка» S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl

В апреле на третьем международном фестивале «Игроград-2005» украинская компания GSC Game World представляла игру S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl, интересную тем, что она разрабатывается полностью на «украинские» деньги. Пользуясь случаем, «ЭИ» расспросили отечественных «игростроителей» насколько рентабелен этот бизнес, чего стоит разработка игры, и каковы перспективы этого рынка у нас и за рубежом.



Во всем мире создание и продажа игр считается очень рентабельным бизнесом. Бюджет разработки игры в СНГ составляет $0,2-2 млн., в западных странах — $1,5-10 млн. Успешная игра может «разойтись» в первый год тиражом более 300 тыс. копий («хитовая» — более 1 млн. копий; рекорд у серии Sims — 30 млн. копий) и принести разработчику $2-20 млн. Доходы издателей минимум в 3-5 раз выше, чем у разработчиков. Но спрогнозировать успех проекта часто не могут ни разработчики, ни издатели (на одну успешную игру приходится до пяти-десяти «нулевых» и убыточных). В последние годы игры украинских и российских разработчиков начали попадать в зарубежные топ-рейтинги продаж.


В Украине насчитывается до 100 компаний — разработчиков игр (точное число не знает никто. — Авт.). Правда, об уровне большинства из них можно судить по тому, что в третьем Международном фестивале компьютерных игр «Игроград-2005», проходившем 14-17 апреля 2005 г. в Киеве, приняли участие менее 30 украинских разработчиков. Остальные, по словам участников, «не смогли себе это позволить». Изданием собственных игр может похвастаться менее двадцати компаний, а успешными проектами — пять. По состоянию на начало мая, из всех разрабатываемых в Украине игр только пять новых уже нашли своих издателей и уйдут в печать в течение года.


При этом уровень наших «игростроителей» достаточно высок: фамилии украинских разработчиков можно встретить в титрах сотен и сотен известных иностранных проектов. Директор издательства «Мультитрейд» Евгений Мартынюк утверждает, что иностранным компаниям, в т. ч. российским, выгодно нанимать украинских разработчиков, дескать «в чем-то они на голову выше своих зарубежных коллег и при этом их труд несколько дешевле». Правда, это вовсе не значит, что украинская игровая индустрия «на высоте». «Многие украинские разработчики работают под заказ, разрабатывая «кусочки» игры: сюжет, модели персонажей, дизайн… Игры «от А до Я» создают всего около 30 компаний»,— рассказал глава PR-отдела Diosoft Михаил Зинченко.


Небольшой объем украинского рынка лицензионных CD ($12-18 млн., для сравнения: в Великобритании — $2,5 млрд., в США — $6,2 млрд., в России — $100-150 млн.) заставляет наших разработчиков в основном работать «на заграницу». «Разницы (в профессиональном плане) между западными и «эсэнгэшными» разработчиками игр нет: «там» работает много «наших» людей… Между украинскими и российскими разработчиками тоже не вижу разницы: и те, и другие продают свои разработки преимущественно российским издателям, которые занимаются раскруткой, а потом продажей игр дальше на Запад»,— уверяет коммерческий директор издательства «Руссобит-М Украина» Ирина Журбенко.


Но вернемся к S.T.A.L.K.E.R.у. Эта «стрелялка», в которой нужно подумать, прежде чем в кого-то выстрелить» (по определению разработчиков. — Ред.), имеет одно существенное отличие от остальных разрабатываемых у нас игр. Игра разрабатывается на «собственные» деньги (обычно создание наших игр оплачивают зарубежные издатели; см. ниже. — Ред.), причем в разработку компания GSC Game World уже инвестировала более $1 млн. «Успех игры «Казаки: Европейские Войны» позволил нам финансировать S.T.A.L.K.E.R. самостоятельно»,— объяснил Олег Яворский, начальник PR-отдела GSC. «Казаки» разошлись тиражом 4 млн. — 1,5 млн. копий в СНГ и 2,5 млн. на «Западе», принеся компании, по неофициальным данным, около $3 млн.


Большинство украинских разработчиков о таких «цифрах» могут только мечтать. «Компаний, которые сами себя финансируют,— единицы. Обычно разработку игр инвестируют издательства. Условия могут быть разными, например: издатель может полностью или частично получать права на продукт, разработчик может рассчитывать на роялти с продаж продукта и пр. К сожалению, сейчас еще не распространено привлечение средств из других источников, неигрового бизнеса»,— рассказал о проблемах отечественных «игроделов» Виктор Герасимов, техдиректор компании-разработчика Crazy House.


В пользу возможного успеха S.T.A.L.K.E.R. свидетельствует заключенный еще в 2003 г. договор с крупнейшим мировым издателем игр THQ Inc. об издании игры во всем мире, кроме СНГ и Балтии (кстати, добавить в название слово «Chernobyl», по слухам, потребовал как раз издатель игры. — Ред.). В постсоветских странах игру будет издавать GSC World Publishing — «дочка» GSC; у других украинских разработчиков своих издательств нет. Правда, проблемой игры уже стало затягивание сроков выхода. Изначально выход планировался в 2003 г. Далее сроки несколько раз переносились. Последний раз с мая 2005 г. на «лето-осень». Эксперты некоторых компаний-разработчиков объясняют этот факт «частичной переоценкой сил» и «небывалой для игровых проектов масштабностью». В GSC, напротив, говорят об «окончательной» шлифовке и уверены, что игра будет издана точно в этом году. «Мы хотим сделать игру максимально стабильной и сбалансированной. Это оправдывает перенос сроков»,— уверял «ЭИ» представитель GSC. В компании рассчитывают, что в течение полугода «игроманы» всего мира приобретут более 500 тыс. копий игры. «Для нас показателен успех «Казаков». Хотим, чтобы S.T.A.L.K.E.R. покупали не хуже»,— поделился с «ЭИ» своими надеждами Олег Яворский. Сказать, где игру будут покупать лучше, г-н Яворский не смог, мол, «ожидания высокие» и «время покажет», но не отрицал, что Западные рынки привлекательнее — розничная стоимость игры в Украине будет всего $6-8, тогда как в Европе — $50-60.



Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Видео
Все статьи