Всю эту неделю из Стокгольма будут приходить имена нобелевских лауреатов в различных номинациях. Тем временем «i» вспоминает триумфаторов прошлых лет, чьим незаурядным жизням и выдающимся достижениям посвящены увлекательные художественные фильмы.
«Дневник его жены», режиссер Алексей Учитель, 2000 г.
Лауреат: Иван Бунин, Нобелевская премия по литературе, 1933 г. — «за правдивый артистичный талант, с которым он воссоздал в художественной прозе типичный русский характер».
Актер: Андрей Смирнов (отец Дуни Смирновой, написавшей сценарий этого фильма).
Сюжет: Бунин с женой Верой и любовницей Галиной, которую выдает за свою ученицу, живет во французском Грасе. Треугольник вскоре разрастается до пятиугольника (Галина влюбится в женщину) — отношениям внутри него и посвящен фильм. Но пролог отдан как раз Нобелевской премии. Сначала писатель раздражен ожиданием (уже третий год обещают!), потом узнает о присуждении (смятение сменяется воплем радости) — и, наконец, отмечает вручение. Надо признать, Бунин при всем этом, несмотря на проблески самоиронии, выглядит крайне неприятно: от большого писателя ожидаешь большего достоинства — по крайней мере, когда речь идет о настолько мирском, как кусочек наследства Альфреда Нобеля.
Цитата: «А какую я сказал блистательную речь! Только вот от сознания важности момента чуть не обосрался. Ну, а что такого? Думаю, простили бы: лауреат в штаны наложил. Во-о-от она… Премия кому? Бунину. А Советам — шиш!» — Бунин, навеселе, после вручения премии.
«Хемингуэй и Геллхорн», режиссер Филип Кауфман, 2011 г.
Лауреат: Эрнест Хемингуэй, Нобелевская премия по литературе, 1954 г. — «за повествовательное мастерство, в очередной раз продемонстрированное в «Старике и море», и влияние на современную прозу».
Актер: Клайв Оуэн.
Сюжет: Картина посвящена отношениям писателя с третьей из его четырех жен –— Мартой Геллхорн (Николь Кидман), знаменитым военным корреспондентом. Они познакомились в 1936-м. Вместе были в Испании во время гражданской войны, жили на Кубе, пока Хэм писал «По ком звонил колокол», а в 1945-м развелись — так что вручение нобелевки осталось за кадром. Но в фильме присутствует все, что оставляет культовый образ Папы: мачизм и несдержанность, пьяные буйства, манера писать (коротко и резко, стоя у машинки, с босыми ногами). Есть и рыбалка, без которой не было бы нобелевской повести.
Цитата: «Быть писателем – значит быть одиноким. Когда ты становишься идолом, делишься одиночеством. Но это не совсем удается. Писатель работает один. Если он достаточно хорош, он должен смотреть в вечность или в ее отсутствие каждый день», — Хемингуэй.
«Непокоренный», режиссер Клинт Иствуд, 2009 г.
Лауреат: Нельсон Мандела, Нобелевская Премия мира, 1993 г. – «за работу над мирным окончанием режима апартеида и за подготовку основы для новой демократии в Южной Африке». Сейчас экс-президенту ЮАР 95 лет. Появляющиеся время от времени слухи о его смерти оказываются сильно преувеличенными.
Актер: Морган Фриман.
Сюжет: История построена вокруг одного эпизода из жизни Манделы. Дело было уже после вручения ему премии, в 1995 г. Чтобы объединить страну, свежеизбранный президент поручает регбийной команде выиграть Чемпионат мира, который как раз пройдет в ЮАР. Команда почти полностью белая, болеть за нее будут преимущественно черные. Но в прологе упомянуты и четверть века, проведенные главным героем в тюрьме, и его борьба против апартеида после выхода на свободу в 1990-м. Прежде чем приступить к съемкам, Фриман съездил к Манделе за благословением.
Цитата: «Во время победы нужно оставаться в тени, пусть празднуют другие. Настоящий лидер выходит вперед только на линии фронта», — Нельсон Мандела.
«Игры разума», режиссер Рон Ховард, 2001 г.
Лауреат: Джон Форбс Нэш, лауреат Нобелевской премии по экономике,1994 г. — «за анализ равновесия в теории некооперативных игр». Знаменитому математику, специалисту по теории игр и дифференциальной геометрии сейчас 85-лет. Он приезжал на съемочную площадку и консультировал кинематографистов, делавших кино о нем.
Актер: Рассел Кроу.
Сюжет: Фильм, награжденный четырьмя «Оскарами», снят по книге журналистки Сильвии Назар «Прекрасный ум. Жизнь математического гения и нобелевского лауреата Джона Нэша». Восходящая звезда математики женится на красавице-студентке (Дженнифер Коннелли) и получает секретное задание от ЦРУ — искать секретную информацию, зашифрованную в общедоступных источниках. Шпионская миссия окажется плодом больного воображения: Нэш страдает шизофренией. В фильме показана нобелевская речь героя, но на самом деле организаторы побоялись неадекватного поведения лауреата и вместо этого предложили ему позже провести научный семинар.
Цитата: «Я верил в числа и термины, уравнения и логику, в здравый смысл. Но, проведя жизнь в подобных изысканиях, я не знаю, что такое логика, что определяет здравый смысл», – Джон Нэш, из «нобелевской речи».
«Бесконечность», режиссер Мэттью Бродерик, 1996 г.
Лауреат: Ричард Фейнман, Нобелевская премия по физике, 1965 г. — «за фундаментальные исследования по квантовой электродинамике, имевшие глубокие последствия для физики элементарных частиц». Известен также как популяризатор науки и человек с отменным чувством юмора (биографическая книга о нем называется «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!»). Интересовался биологией, хорошо рисовал и играл на барабанах бонго.
Актер: Мэттью Бродерик.
Сюжет: В начале фильма голос за кадром предупреждает: он посвящен не столько работе ученого, сколько трагической истории его первой любви — молодой Фейнман женился на смертельно больной девушке, что не помешало паре прожить несколько счастливых лет. Однако замашки будущего нобелевского лауреата видны и в шестилетнем Ричи, который интересуется траекторией движения мячика, и во влюбленном юноше, который очаровывает будущую жену лекциями о кубическом корне и ленте Мебиуса.
Цитата: «Я у тебя очень умный — в этом тебе со мной повезло», — резюмирует Фейнман, рассказывавший жене о своей работе над атомной бомбой.
«Дау», реж. Илья Хржановский, 2013 г. (ожидается)
Лауреат: Лев Ландау, Нобелевская премия по физике, 1962 г. — «за новаторские теории конденсированных сред, в особенности жидкого гелия».
Актер: Теодор Курентзис (Греция).
Сюжет: В основу фильма положены скандальные воспоминания жены академика Коры Ландау-Дробанцевой «Как мы жили» (среди прочего, в них рассказывается о неуемной любвеобильности физика), к сценарию приложил руку писатель Владимир Сорокин — более невероятное сочетание трудно себе представить. О чем будет фильм, точно неизвестно.
Да и дата премьеры не объявлена. Хржановский начал снимать фильм на государственные деньги еще в 2007 г. Бюджет долгостроя давно перевалил за $10 млн. В Харькове, где начиналась деятельность Ландау, для съемок был выстроен целый город, а все в них участвовавшие, вплоть до помощника осветителя, были обязаны носить на площадке одежду 1940–1950-х годов и даже в перерывах не имели права использовать в речи фраз, которых не знали люди в 1952-м году. В съемках были задействованы непрофессиональные актеры, среди них — украинцы Михаил Бродский, Нестор Шуфрич, Михаил Добкин (им была доверена честь допросить Ландау после ареста).
Цитата: «Когда пришло освобождение, Дау уже не ходил, он тихонечко угасал. Его два месяца откармливали и лечили, чтобы он на своих ногах вышел из тюрьмы. Но если бы сверхтекучесть гелия смог объяснить какой-нибудь иноземный теоретик, Ландау не вышел бы из тюрьмы. За теорию сверхтекучести гелия Ландау был удостоен Нобелевской премии, причем один, без компаньонов!» — из воспоминаний Коры Ландау.
Автор: Наталья Кандаурова