С 13 февраля открытые и интервальные институты совместного инвестирования вздохнут с облегчением
С 13 февраля открытые и интервальные институты совместного инвестирования вздохнут с облегчением.
Жесткие требования по диверсификации активов будут сняты, и они смогут выдерживать любую структуру активов. Об этом говорится в изменениях в Закон «Об институтах совместного инвестирования».
«Если бы изменения вступили в силу в прошлом году, нам удалось бы не избежать, но минимизировать негативные последствия для участников рынка совместного инвестирования и негосударственного пенсионного обеспечения. Но и сейчас хорошо. Мы решили проблему принудительной диверсификации активов, которые не позволили в прошлом году минимизировать риски, уходя из более рисковых сегментов»,— отметил председатель совета Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса (УАИБ) Дмитрий Леонов.
Во-первых, значительно повышен уровень защиты прав инвесторов. В частности, четко прописана процедура досрочного изъятия денег из ПИФов и КИФов. «И раньше, по закону, существовала такая норма, но она истолковывалась иначе. Сейчас она прямо прописана»,— отметил начальник управления совместного инвестирования Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) Евгений Иванов.
Во-вторых, компании по управлению активами получили право продлить срок работы ПИФа или КИФа. Такая возможность есть при условии, что пришел срок его закрытия, но убытки фонда слишком велики. Сейчас в большинстве публичных фондов именно такая ситуация — из-за падения стоимости акций более чем наполовину изымать средства невыгодно. «Сейчас наполнение открытых и интервальных фондов составляет 30-45% от номинала, и мы это признаем»,— пояснил недавно назначенный генеральный директор УАИБ Андрей Рыбальченко.
Продлить срок работы можно будет при условии согласия вкладчиков. Те, кто будут несогласны, смогут забрать свои деньги.
«Будут рассматриваться вопросы создания профильных фондов — например, отраслевых. Изменения предусматривают отслеживание рекламной активности КУА Ассоциацией, если ГКЦБФР передаст ей эти полномочия. Прописаны вопросы бухгалтерского учета»,— описал еще некоторые изменения Иванов.
Особым образом учли интересы венчурных фондов, которые выполняют функцию холдингов. В связи со вступлением в силу нового закона «Об акционерных обществах», через два года число акционерных обществ резко уменьшится. Большинство из них придется перерегистрировать, например в ООО. Специально на этот случай предусмотрено, что ИСИ могут выступать держателями не только акций, но и корпоративных прав в другой форме.
Также предусмотрена возможность наполнения фонда недвижимостью. «Если фонд вкладывал в целевые облигации, предусматривающие введение объектов в эксплуатацию, он продать эти бумаги не может — некому. У нас возникают фонды, наполненные не акциями или деньгами, а реальными объектами, на которые сейчас нет спроса. В законе предусмотрена возможность формирования активов на 100% из недвижимости»,— подчеркнул Леонов.
По его словам, переходными положениями закона на адаптацию всей нормативной базы по ИСИ к изменениям выделены два месяца. «Примерно 14 нормативных документов будут пересматриваться, а ряд положений будут изданы в новой редакции»,— отметил Иванов. «От 14 нормативных актов могут потянуться циклические изменения в другие документы. Их число может достигнуть 30-ти»,— добавил Леонов.
Рыбальченко пообещал, что в действиях ассоциации сохранится преемственность, и резких движений ждать не стоит. «Единственную опасность несут сжатые сроки, выделенные для адаптации нормативной базы. Главное — не наломать дров в спешке и создать комфортные условия для бизнеса»,— подчеркнул он.