Украина может стать новым европейским газовым хабом: вызовы и перспективы

gaz 1 Економічні новини

Полномасштабная война, начатая Россией против Украины, имела далеко идущие последствия для всего европейского газового рынка. Санкции и изменения в энергетических стратегиях привели к тому, что РФ резко уступила лидерскую позицию в этом сегменте в пользу других игроков, в первую очередь США.

Прогнозируется, что к 2027 году потребление российского газа в Европе вообще прекратится. В свою очередь, Украина, которая этой зимой впервые в истории своей независимости вошла в отопительный сезон без импорта природного газа, может также занять достойное место среди членов европейской семьи, которой она может вскоре стать. Что может предложить своим западным партнерам Украина за новые реалии и способна ли стать новым европейским газовым хабом, выясняли Экономические новости.

Россия всегда была основным поставщиком газа для Европы, но развязанная ею война против Украины и санкции, ставшие ответом цивилизованного мира на агрессию, привели к стремительному уменьшению доверия к кремлевской энергетической политике. В ЕС начали активно рассматривать альтернативные источники газоснабжения, чтобы снизить свою зависимость от российского газа. Если в 2021 году Россия поставляла в Европу около 40% всего газа, то в 2022 году цифра составила около 25%, а уже в 2023 году – 15%. Экспорт газа по трубопроводу потребителям ЕС упал с почти 146 млрд куб. м. в 2021 году – до 61-62 млрд куб. м. в 2022 году.

Важную роль в этом контексте сыграли США, фактически вытеснившие российский газ из Европы, предложив европейцам сжиженный природный газ (СПГ) собственной добычи. Так, в 2021 году США поставляли в Европу около 25% СПГ, в 2022 году – около 30%, а в 2023 году – уже около 40%. Если говорить более конкретно, то в 2022 году США экспортировали в ЕС 56 млрд куб. м. СПГ – по сравнению с 22 млрд куб. м. в 2021 году. СПГ стал основным источником поставок газа для Европы, его доля в общем спросе в ЕС выросла в среднем с 12% в 2010-х годах до почти 35% в 2022 году.

Между тем проблема высокой себестоимости американского топлива и рыночной цены для европейцев все же остается актуальной. Как известно, среднее значение себестоимости добычи сланцевого газа в США составляет $242-$282 за 1 тыс. куб. м. Себестоимость сжижения газа в 2022 году составила около $1,5 за миллион британских термических единиц (млн БТЭ) или $53 за 1 тыс. куб. м. Из порта в Техасе в порт в Гданьске (Польша) себестоимость перевозки стоит около $12 дол. за 1 тыс. куб. м. В среднем себестоимость регазификации сжиженного газа в Европе составляет около $1,2 за 1 тыс. куб. м. Таким образом, себестоимость американского газа в Европе без учета маржи добывающей компании, трейдеров, без учета налогов и стоимости логистики к потребителю, по оценкам экспертов, колеблется около $326 за 1 тыс. куб. м.

И здесь Украина может стать интересна европейским партнерам. Как известно, в этом году страна впервые в истории своей независимости вошла в зиму без импорта природного газа, за который, в свою очередь, украинцы будут платить меньше. Хотя это в большей степени связано с уменьшением промышленного потребления из-за военных действий, но НАК «Нафтогаз Украины» также удалось увеличить добычу собственного природного газа за последний год на 7% , что не может не радовать.

«Наша добыча сосредоточена преимущественно в Полтавской и Харьковской областях, и мы ее не только сохранили, но и увеличили. Это позволило нам фактически входить в эту зиму без импорта природного газа из других стран. Впервые в истории Украины такое событие произошло, эту зиму мы пройдем за счет собственного газа наконец-то» , – заявил председатель правления НАК «Нафтогаз Украины» Алексей Чернышев . По его словам, на оптимизм по отношению к энергонезависимости страны повлияло падение потребления из-за полномасштабного российского вторжения, ведь уменьшилось количество бытовых и промышленных абонентов. Но есть сигналы об увеличении этой активности и, следовательно, потребления «голубого топлива» в экономике. «Нет проблем в мире с газом, есть проблема с его доставкой. Должны двигаться вперед. Должны увеличивать собственную добычу. Должны сократить собственное потребление, в какой-то момент сделать его эффективным. Это позволит Украине достичь роли нетто-экспортера. Буду очень рад, если мы этого добьемся в течение следующих нескольких лет. Это изменит философию поставок природного газа на европейском континенте. И Украина будет играть важную роль», – добавил Чернышев.

Отметим, что стоимость подъема газа в Украине колеблется от $50 до $ 120 . Но полная себестоимость включает в себя больше статей расходов: разведка, бурение, создание инфраструктуры (станции подготовки газа, трубопроводы, рекультивация). В свое время главный исполнительный директор «Нафтогаза» Отто Ватерландер заявлял, что добыча газа обходится НАКу всего в 1 грн за кубометр или $27 за 1 тыс. куб. м. Юрий Витренко называл себестоимость 2,60 грн за куб или уже $96. Министр экономики Алексей Любченко назвал себестоимость 3000 грн. или $111. Рекордную же цифру назвал Андрей Коболев – $250. за 1 тыс. куб. м. К примеру, тариф на прокачку российского газа через Украину в 2019 году был рассчитан по ставке $2,61 за 1 тыс. куб. м на 100 км. Таким образом, как отмечают эксперты, даже если брать максимальное значение себестоимости добычи газа и стоимость логистики газа трубой в Европу, себестоимость его будет не более $253, что значительно ниже американской себестоимости.

Официально Украина занимает 2-е место в Европе с запасами газа в месторождениях 1,1 трлн метров кубических. Норвегия возглавляет этот рейтинг с 1,78 трлн. кубов. Третью строчку занимают Нидерланды – 0,8 трлн куб. м. Но если в наши нынешние запасы добавить временно оккупированную Юзовскую плоскость, то запасы газа в украинских залежах приближаются уже к 5 трлн куб. м, что автоматически выводит ее на 1 место в Европе.

Основатель и директор экономических программ Украинского института будущего Анатолий Амелин в данном вопросе придерживается сдержанного оптимизма, ведь о существенном наращивании добычи отечественного газа речь пока не идет.

«Мы не очень растем в этом вопросе, скорее компенсируем. Часть ныне оккупированных территорий были крупнейшими потребителями природного газа. В прошлом году ожидания холодной зимы не сбылись и у нас остались запасы в хранилищах. То есть нам повезло с погодой и у нас упал промышленный спрос. Именно поэтому в этот отопительный сезон мы не будем дополнительно импортировать газ», – сказал «ЭН» Анатолий Амелин.

Для того чтобы Украина в перспективе стала газовым хабом Европы, нужно существенно нарастить добычу газа и увеличить инвестирование в данный сектор экономики. «Чтобы занять хотя бы 10% европейского рынка газа, нам нужно только в сектор добычи газа инвестировать не менее 20 млрд. дол. Хочу напомнить, что основные газоемкие регионы – это Днепровская и Донецкая впадины. То есть территории, которые сегодня частично оккупированы или находятся под угрозой постоянных ракетных обстрелов. Поэтому, пока ведется активная фаза войны, инвестировать очень рискованно», – добавил эксперт.

По его словам, у Украины нет соответствующих финансовых ресурсов, поэтому необходимо создать стимулы для привлечения инвесторов с Запада. В первую очередь, усовершенствовать правовое регулирование инвестиционной деятельности, упростить бюрократические процедуры по вопросу доступа к земельным ресурсам, прозрачному государственному регулированию и т.д.

«Также необходима совместная эксплуатация украинской ГТС. Более того, она нуждается в ремонте и модернизации. По разным оценкам, это не менее полумиллиарда долларов. У украинцев этих денег нет. Поэтому нужно создавать консорциум. То есть, уже сегодня разрабатывать национальную стратегию, которая позволит сформировать условия ведения бизнеса, которые в перспективе позволят сделать Украину европейским газовым хабом», – говорит Амелин.

Несмотря на то, что за два года войны в Украине Европа значительно сократила объемы импорта газа из России, некоторые страны ЕС продолжают зависеть от ее поставок. Среди них Словакия, Австрия и Венгрия, которые, не имея собственных морских путей, вынуждены покупать газ, который в свою очередь проходит через территорию Украины. Именно по солидарности с этими странами Киев продолжает выполнять свои контрактные обязательства и транспортировать газ страны-агрессорки в европейские страны. Срок действия нынешнего контракта с российским Газпромом истекает в конце 2024 года и, учитывая новые обстоятельства, стороны вряд ли согласятся его продлевать.

Директор Центра «Психея» Геннадий Рябцев убежден, что при новых реалиях отечественная ГТС прежде всего должна выполнять функции, которые позволят обеспечивать газом украинских потребителей, а европейские проекты – это уже дело второстепенное.

«Сегодня, в отличие от 2008 года, Украина уже не зависит от давления в транзитной трубе. Поэтому будущее ГТС – это обеспечение украинских потребителей природным газом в том количестве, в котором они будут нуждаться. Украина добывает около 18 млрд куб м газа. Его потребление сегодня как раз находится примерно на этом уровне. Хотя до войны этот показатель колебался в пределах 30 млрд куб. м газа», – сказал «ЭН» эксперт.

По его словам, теоретически можно вложить средства в развитие собственной добычи газа, но вопрос в том, на удовлетворение чьих потребностей будет направляться его излишек: на нужды украинской промышленности, когда она будет восстанавливаться после войны, или просто продаваться европейцам? «На мой взгляд, нужно сосредоточиться, прежде всего, на обеспечении внутренних потребностей отечественных предприятий. В Европу же экспортировать продукцию с высокой добавленной стоимостью. К примеру, минеральные удобрения либо продукцию газохимии. Это гораздо выгоднее, чем просто гнать газ и становиться сырьевым придатком. К тому же, европейцы сегодня очень осторожно вкладывают средства в развитие углеводородных проектов. Они хотят что-то «зеленое». Поэтому если и наращивать добычу газа, то делать это, прежде всего, для себя. Вот что действительно может интересовать европейцев сегодня – это украинские подземные газохранилища. Однако их полноценное использование возможно только после окончания войны и вступления Украины в ЕС» , – добавил Рябцев.

По информации Gas Infrastructure Europe, запасы газовых хранилищ Евросоюза заполнены почти на 99% , что превышает поставленный Брюсселем целевой показатель в 90%. Это свидетельствует о том, что в регионе сохраняется значительно больше газа, чем можно было ожидать после российского вторжения в Украину. С учетом этих обстоятельств европейские компании все чаще выбирают нашу страну как место для хранения своих запасов, поскольку именно здесь расположены крупнейшие резервуары в Европе. Объем хранения природного газа в Украине уже достиг самого высокого уровня со времени начала войны. К тому же коммерческое предложение от украинской стороны для ее партнеров очень привлекательно: низкие тарифы на хранение и освобождение от таможенных пошлин на три года, что способствует легкому реимпорту газа в ЕС.

Как сообщали в НАК «Нафтогаз» , резервуары в Украине в основном находятся глубоко под землей в ее западной части, то есть вдали от линии фронта, и в настоящее время вмещают более 2 млрд. куб. м. газа, принадлежащего ЕС. Компания же предложила иностранным заказчикам более 10 млрд куб. м газа, что составляет треть национальных запасов Украины. Стороны также обсуждают возможность застраховать хранилища от вреда, причиненного войной, что будет способствовать дальнейшему увеличению использования украинских хранилищ.


Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи