В минувшие выходные завершился 33-й Московский международный кинофестиваль. Обладателем главного приза кинофорума — «Золотой Георгий» — стала дебютная полнометражная картина испанского режиссера Альберто Мораиса «Волны»
Помимо «Золотого Георгия», за которого в основном конкурсе испанская драма боролась с 16 фильмами, картина получила также приз Международной федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ) — за синтез простоты и эмоциональной силы, а исполнитель главной роли актер Карлос Альварес-Новоа был награжден «Серебряным Георгием» за лучшую мужскую роль. Как отметил режиссер картины Альберто Мариас, «Волны» — это история о до сих пор не затянувшихся ранах Испании, оставшихся со времен франкизма и гражданской войны.
Главный герой фильма — бедный старик Мигель, овдовев, решает вернуться во французский город на границе Франции и Испании, где 50 с лишним лет назад находился концлагерь. Под конец жизненного пути он заново переживает события своей молодости, вновь проходит через драматические испытания в лагере для беженцев, вспоминает события далекого или — наоборот — не столь далекого прошлого, пытаясь найти ответы на вопросы, которые мучили его всю жизнь, и обрести наконец душевный покой.
«Волны» — грустное медитативное роуд-муви, в котором зритель, совместно с главным героем, совершает практически безмолвное путешествие не только по серым дорогам, заброшенным окраинам города и мрачным местам, но и по волнам памяти. На примере одного частного случая режиссер показывает масштабность трагедии, произошедшей в те годы, напоминает о том, через что пришлось пройти бежавшим от режима Франко испанцам во Франции. Тем, которых поместили в концентрационный лагерь, где в большинстве бараков не было нар; где свирепствовали антисанитария и голод, усугубляемые недовольством местных жителей по поводу того, что беженцы их объедают, и приходом фашистов во Францию. На фоне этого масштаба демонстрирует душевные проблемы и поиски главного героя, его личную жизненную драму.
Лучшим режиссером 33-го ММКФ был признан Вонг Чинг По из Гонконга, автор картины «Месть. История любви». Главный герой этой кровавой драмы (в фильме действительно много насилия и натуралистичных кадров) на протяжении всего фильма жестоко мстит полицейским и их близким за изнасилование возлюбленной и в итоге из справедливого мстителя превращается на глазах у зрителя едва ли не в серийного убийцу. Однако, несмотря на все это, сам же режиссер отмечает, что лучшая месть — это искреннее прощение, на которое способен отнюдь не каждый.
В конкурсе «Перспективы», где были представлены, по задумке программного директора фестиваля, «дебютные, поисковые и экспериментальные работы», лучшей стала картина литовского режиссера и сценариста Саулюса Друнга «Анархия в Жирмунае». По мнению членов жюри, господину Друнгу удалось удачно перенести архетипическую судьбу Красной Шапочки в современные реалии Литвы.
Впервые за последние 22 года в рамках ММКФ состоялся конкурс документального кино, в котором за пальму первенства боролись 7 работ. В этой категории приз получил фильм Данфунга Дениса «В ад и обратно», рассказывающий о 25-летнем американском сержанте, который был ранен в Афганистане, выжил, вернулся домой, в американскую деревню, и с большим трудом начал приспосабливаться к нормальной жизни.
«Серебряным Георгием» за лучшую женскую роль жюри наградило Урсулу Грабовскую, сыгравшую в картине Феликса Фалька «Иоанна» профессорскую дочь, которая, жертвуя здоровьем, репутацией и, в конечном счете, жизнью, спасла от фашистов еврейскую девочку. А почетный приз имени Станиславского за актерское мастерство был вручен британской актрисе Хелен Мирен.
Специальный приз председатель жюри Джеральдина Чаплин вручила российской картине «Шапито-шоу» Сергея Лобана. Стоит отметить, что это монументальное четырехчасовое высказывание, где в избытке не только хронометраж, но и шутки, песни, сюрреалистические моменты и т. п., вызвало немалый интерес у российских зрителей и мгновенно было разобрано публикой на цитаты. Как отмечают создатели картины, «Шапито-шоу» — фильм-лабиринт, в котором герои каждой из четырех новелл прибывают в приморский городок и переживают поворотные фрагменты своей жизни. Фрагменты развиваются почти синхронно, каждый из персонажей видит себя центром своей собственной драмы, персонажи «Шапито» являются героями каждый в своей истории, при этом в чужих — они порой едва заметные персонажи. Тем не менее приз зрительских симпатий достался фильму «Монтевидео — божественное видение» сербского режиссера Драгана Белогрлича. Эта картина рассказывает о первом чемпионате мира по футболу 1930 г. в Уругвае. Сборная Югославии завоевала на нем третье место.
Подводя же итоги 33-го ММКФ, президент фестиваля Никита Михалков отметил, что в этом году наметился прогресс в его развитии. «Фестиваль состоялся, причем с определенным ростом. Было продемонстрировано 380 фильмов, прошло 488 сеансов, общее количество зрителей за это время — 60 тысяч человек, что на 10 тысяч больше, чем в прошлом году,— отчитался Никита Сергеевич.— На удивление, уровень конкурсной программы на этот раз был очень высок: 6-7 картин из основного конкурса могли бы быть показаны на любом фестивале мирового уровня».