«Сестры самурая» встретились с Украиной

13 февраля 2012, 8:10
no image

В Киевском национальном музее русского искусства до 4 марта открыта юбилейная персональная выставка живописи художницы Ольги Петровой «Другие берега». Масштабная экспозиция, разместившаяся в пяти залах музея, предоставляет редкую возможность познакомиться с коллекцией полотен, удивительных по своей колористике, чувственности, философской насыщенности и тематическому разнообразию

При том, что творческая биография Ольги Петровой отмечена немалым количеством великолепных выставок, состоявшихся в нашей стране и далеко за ее пределами, все-таки нынешняя выделяется особой аурой, выразительностью и настроением. Взять хотя бы тот факт, что ее открытие состоялось в день рождения мастера, вошедшего в украинскую культуру сразу на трех уровнях: как сильный самобытный художник, видный историк и теоретик искусства и ученый-философ. Известна и активная деятельность Ольги Петровой на ниве продвижения художественных талантов, именно она стала куратором целого ряда международных экспозиций, созданных при участии украинских живописцев, да и звезда Анатолия Криволапа зажигалась не без ее участия.

Сегодня залы Русского музея в полной мере раскрывают все разнообразие живописного проекта «Другие берега». В сущности, юбилейная выставка состоит из пяти разделов, для которых отведены отдельные площадки — это «Провинция», «Испания без корриды», «Сестры самурая», «Украина — сад» и «Восток — горизонталь», где каждый из них отображает раздумья и впечатления Петровой, крайне восприимчивой к чужому укладу жизни. Примечательно, что каждая из этих тематических выставок, вошедших в нынешнюю как бы итоговую, уже состоялась в разное время, в разных местах и даже в разных концах света. Сегодня же, объединенные и серьезно дополненные, они составили единое целое.

Картины, написанные под впечатлением путешествий по таким разным странам, как Франция, Испания и Япония, представляют изумительную цветовую гамму, в которой сплелись все нюансы художественной выразительности. Для каждой из них Ольга Петрова нашла свои оттенки и точную палитру. Так, для французского цикла она не пожалела солнечного света и нежных, розовато-желтых, оттененных неконтрастных красок, а вот Испания, в частности Каталония, арабский Восток и Япония,— другие. Это в своем большинстве яркие, порой жесткие, насыщенные и волнующие комбинации красного, желтого, черного и синего, где взрывной экспрессионизм тесно переплетается с абстракцией, мягко и неуловимо вновь возвращаясь к тонкому и точному пейзажу. Такова картина «Саграда Фамилия», живописующая знаменитое сакральное творение Гауди в Барселоне. Но изображение на полотне весьма далеко от документалистики, это скорее выплеск суггестивной энергетики, когда под сводами харизматичного собора не видишь, а явственно ощущаешь присутствие божества. А французская провинция вдохновила Ольгу Петрову синевой антибского неба, зеленью и солнцем бескрайних полей Прованса, готическими кружевами памятников средневековой архитектуры. Встречи же с Японией, страной совершенно иной удивительной культуры, обладают для художника Петровой протяженностью во времени, уходя в 60-е годы ХХ в.

Считается, что живописный метод Ольги Петровой основывается на интуитивно-спонтанном восприятии мира, где доминирующий цвет передает переживание автором разнообразных культурных и духовных ландшафтов. Таким образом, концепция цвета, тональности и рельефная фактура ее полотен выступают в качестве гармоничной сути архитектоники каждого раздела выставки.

«Отличительной чертой изобразительного творчества Ольги Петровой является ее любовь к чистым цветам,— отмечает искусствовед, куратор Музея современного искусства «Пласт-Арт» Владимир Личковах.— Она придерживается идейных традиций колористики Псевдо-Дионисия Ареопагита, Павла Флоренского, Василия Кандинского в той же самой степени, как и опирается на практику цветописи украинского авангарда второй волны. Ныне цвет каждого из залов выставки связан не столько с визуальными хронотопами, сколько с культурными рефлексиями художника, «вибрациями» ее души, вызываемыми ее путешествиями духовными ландшафтами».

При всей самобытности «заграничных» живописных холстов Петровой следует отметить ее полотна на украинскую тематику, поражающие, с одной стороны, удивительной манерой письма, чем-то сходной с кистью Малевича, так и глубиной, суровой символичностью в осмыслении национальных трагедий. В зале «Украина — сад» вся экспозиция построена на контрастном восприятии. Рядом с радужными картинами пасторальной сельской жизни соседствуют работы в драматично-угрюмых тонах цикла «Земля». Как видится, наиболее сильной в этом ряду является «Вышиванка, распятая на кресте».

Многочисленные работы художницы хранятся в музеях Украины и Британии, Грузии и Израиля, Индии и Японии, в коллекциях Министерства культуры Украины и Национального союза художников, а также в многочисленных частных коллекциях, разбросанных по миру — от Осаки до Торонто, через Амстердам и Будапешт.

Все статьи