Молодые художники нашли, чем удивить киевлян
Молодые художники, мобильная арт-группа — коренные дети мегаполисов, вызвавшись побороться за право интерпретировать особенности культурной провинции в рамках смелого эксперимента фонда «Эйдос», реализовали первую часть проекта «Магнит», представив его на суд зрителей сразу на двух площадках Киева — в Ludmila Bereznitska & Partner Gallery и муниципальной галерее искусств «Лавра».
В довольно странных произведениях, работа над которыми объединила победителей гранта — большую интернациональную группу художников из 10 стран, в частности, Германии, Украины, России, Великобритании и Польши, — трудно узнать наше родное Прикарпатье, где в течение двух недель трудились эти творческие люди. Но, по словам куратора «Магнита» Людмилы Березницкой, основную цель арт-проекта — осуществить эксперимент по соединению различных культур в едином поле притяжения, отыскав точки взаимосвязи между предметной средой естественного мира, оторванного от цивилизации, и рефлексирующим актуальным сознанием — они, безусловно, благополучно выполнили, потратив на все про все каких-то $40 тыс. В двух экспозициях 18 художников, они как смогли выразили свое «я», передав впечатления об украинской глубинке в инсталляциях, перфомансах, видео, фотографиях, графических и живописных работах.
Первые посетители, побывавшие на торжественном открытии «Магнита» в Ludmila Bereznitska & Partner Gallery, вряд ли пожалели о потраченном времени. Хотя неподготовленному ценителю прекрасного даже под бокал шампанского было бы трудно продолжительное время так внимательно и задумчиво всматриваться в работы. Однако прийти к пониманию высоких материй, изучая и расшифровывая хитросплетения полета творческой мысли, отображенные в казалось бы вполне заурядных объектах, — задача не из простых. Вот, например, нечто деревянное, а сверху, привязанное к нему, что-то вроде кирпичей. Не иначе как крик души по разоренным селам Украины. А вот обрывок чего-то матерчатого, укрепленный на стене. Ясно: плач о загубленных фресках старинных церквей. Передать мысль посредством нестандартной образности — не каждому под силу, но молодежь, бросив вызов замшелым стереотипам, поднялась на качественно новый уровень психологизма. «Думаю, нам удалось достичь желаемого результата. Проект получился целостным, интересным и абсолютно новым для украинского зрителя»,— отметила Людмила Березницкая.
Одной из главных особенностей вернисажа стало обилие перформансов на актуальные темы. Алессандро Райшман, представив работу From Dust to Dust, без слов прокричал о наркотическом угаре и одиночестве личности, вживую отобразив быстротекущие мгновения проходящей мимо бесцельной жизни. Застыв на корточках с безнадежно поникшей головой в немой сцене при входе в галерею в течение двух часов, с разбросанными на полу шприцами, символической сырой печенью и часами, символизирующими потерянное время, художник выражал свой протест. Эпатируя зрителя, Алессандро Райшман привлекает внимание к наркозависимым людям, которые сосуществуют со здоровыми людьми в едином пространстве, будучи по сути изолированными от общества.
В свою очередь, инсталляция Мити Чурикова Permanent thirst поддерживает экологический контекст проекта, и иллюстрируя противоречия между человеческими потребностями и природой. Нефть, разлитая в пирамиду из бокалов для шампанского, символизирует то, как неправильно и бездумно используются природные ресурсы земли и во что они превращаются. Художник декларирует праздность и бессмысленное использование природных ресурсов.
Интересна и оптимистична видеоинсталляция Конрада Мюйхе, представленная им в галерее «Лавра», повествующая о единстве человека и природы и утверждающая, вопреки распространенным апокалиптическим мнениям, что их гармоничное сосуществование вполне возможно. Согласно его видению, погруженное в воду человеческое тело пластически соединяется с течением горной реки. Видео, проецирующееся на стеклянный куб, завораживает, давая физическое ощущение горного потока, струящейся воды, речных порогов, в которые естественным образом включен человек.