Львовский художник Василий Бажай представил киевской публике свои взгляды на Паганини
В киевской галерее «Боттега» до 16 июля проходит персональная выставка украинского художника-концептуалиста Василия Бажая. В проекте, получившем название «Паганини», львовский живописец остался верен себе, предоставив почитателям своего таланта право не только расшифровывать таинственные коды своего очередного цикла абстрактных композиций, но и присваивать этим произведениям собственные названия.
По словам арт-менеджера галереи «Боттега» Юлии Верещаги, художник не очень охотно выезжает из родного Львова для презентации своих картин в других городах, поэтому эту выставку можно считать до определенной степени эксклюзивным явлением в культурной жизни столицы.
Новые работы Василия Бажая открывают нам творчество мастера с несколько неожиданной стороны. Ключевое слово «Паганини», определяющее направление поиска идеи, вдохновившей Бажая на создание новой серии абстрактных, кажущихся объемными полотен,— это не более чем намек, всего лишь тонкий смысловой штрих, помогающий если не понять сверхзадачу, то, по крайней мере, приблизиться к ощущению этого процесса.
По мнению Василия Бажая, хорошая выставка — это тоже искусство. Это игра с пространством, с ритмом его наполнения и неизбежных пауз. Этот подход вполне реализован в нынешней экспозиции «Боттеги». Прежде всего вот это парадоксальное сочетание несочитаемого, когда в одном изобразительном ряду соседствуют строгие формы, где насыщенными яркими мазками создается впечатление торжественной и праздничной константы вечного бытия. Здесь же неожиданный переход — и вы попадаете во власть мрачноватых и жестких жизненных вихрей, где розовые надежды постепенно угасают, сменяясь серой безнадегой; а затем вновь возрождаются — уже в бело-голубом. Наконец, кубические композиции «Паганини» как третейская смысловая ипостась всего цикла уравновешивают и первый, и второй мир: они строги и, несмотря на полихромность, кажутся бескомпромиссно черно-белыми.
Хотя все работы объединены общей концепцией, они лишены однообразия, причем некоторые из них совершенно отличны по изобразительной технике и решены в контрастно иной палитре. Если центральные полотна экспозиции, в которых очевидны мотивы символического мистицизма, написаны преимущественно в доминантной теплой оранжево-черной гамме цветов, то в других холстах Бажай более сдержан и прямолинеен, выступая в традиционной, хотя и характерной именно для его стиля кубической манере.
В нынешнем цикле «Паганини» автор умышленно избегает какой-либо именной идентификации своих картин. «Без названия» — это нечто вроде кредо. Бажай предлагает зрителю самому поупражняться в «смысловых галлюцинациях». Так, одна из его картин напоминает изображение стилизованного индустриального пейзажа на закате дня. «Конечно, вот это же заводские трубы, серо-желтая полоска смога над карминно-коричневым производственным корпусом!».— «Ну, не совсем… Вы знаете, большинство видят в этом полотне мощную концентрацию эротических фантазий»,— парирует Юлия Верещага.
Не секрет, что Василий Бажай, кроме всего прочего, является одним из самых коммерчески успешных художников Украины. Его произведения хорошо продаются и пользуются стабильно устойчивым спросом. Это позволяет ему спокойно переживать кризисы и другие потрясения нестабильного времени, не опускаясь до занятий «побочными промыслами». Разные источники предоставляют противоречивые сведения о стоимости его работ. При этом известно, что некоторые из них запросто покупаются по цене от $50 тыс. Кстати, по словам владельца «Боттеги» Виталия Щербенко, в дни работы выставки все картины цикла «Паганини» можно приобрести по «галерейной стоимости», пока что не превышающей $16 тыс.