Государство вынуждает отечественных коллекционеров хранить свои собрания за рубежом
В киевском музее «Духовные сокровища Украины» до 19 апреля открыта выставка живописи, старинных икон и мебели «Частная коллекция», которая стала первой культурной акцией недавно созданной Гильдии антикваров Украины (ГАУ).
Председателем правления гильдии избран Игорь Понамарчук, а президентом — Дмитрий Табачник. На сегодня она состоит из 23 весьма авторитетных членов; в ее составе такие известные антиквары и коллекционеры, как Леонид Комский, Ольга Сагайдак, Федор Зернецкий, Ирина Панасюк, Юрий Вакуленко, Александр Макаров и другие. При этом, будучи открытой для всех антикваров нашей страны, ГАУ будет всемерно добиваться построения в Украине цивилизованного антикварного рынка.
Организация масштабного выставочного проекта гильдии совпала с ее официальной презентацией отнюдь не случайно. Таким образом была особо подчеркнута знаковость этого события для украинских антикваров. В обширной и тематически разнообразной экспозиции представлены более 100 полотен, преимущественно украинских и русских живописцев ХІХ-ХХ вв. из частных собраний известных украинских коллекционеров, среди которых Александр Прогнимак, Дмитрий Табачник, Александр Фельдман, Михаил Поживанов и многие другие. Кроме того, в формировании экспозиции «Частной коллекции» приняли участие галереи Боско, Вернисаж, Дукат, Эстамп, «Золотые ворота», салон «Шедевр» и фирма «Эпоха», аукционные дома «Золотое сечение» и «Палитра», частный историко-этнографический музей «Козацкие земли Украины».
Интересно, что количество претендентов на право выставить свои картины в экспозиции «Частной коллекции» значительно превысило возможности предоставленных музеем площадей. При этом далеко не все коллекционеры сочли нужным указать свою фамилию рядом с названием произведения и подписью мастера; многие предпочли сохранить анонимность. Кстати, все произведения, отобранные для экспозиции, прошли тщательную экспертную проверку. Согласно ее результатам, ряд предоставленных полотен из частных собраний были признаны подделками и, соответственно, не допущены к участию в выставке. Кстати, Игорь Понамарчук убежден, что внутри антикварного цеха давно назрела необходимость наведения порядка и, соответственно, укрепления доверия общества к антикварам. Одной из основных проблем нашего антикварного бизнеса он считает насыщенность антикварного рынка Украины множеством фальшивок, а такое положение в целом бьет по престижу антикварного дела. Гильдия намерена создать надежный заслон недобросовестной конкуренции в среде предпринимателей сферы антикварного бизнеса, а также намерены пресекать проявления заказной, а в сущности — просто лживой, экспертизы. «Согласно украинскому законодательству, недоброкачественная экспертиза приравнивается к мошенничеству, совершаемому в особо крупных размерах»,— утверждает господин Понамарчук.
Среди первоочередных задач ГАУ — лоббистские и маркетинговые инициативы, внедрение стандартов качества и формирование экспертного сообщества. Создавая это объединение, украинские антиквары учли опыт своих зарубежных коллег, с которыми, в частности с CINOA, Международной федерацией антикваров и арт-дилеров, британской BADA и аналогичными организациями в США, Франции и России, намерены развивать международные связи. Многие из членов ГАУ активно занимаются благотворительностью и смогут объединить свои усилия и в этом направлении. При этом одним из самых насущных направлений деятельности ГАУ станет работа над созданием эффективного правового поля для перемещения культурных ценностей через границы Украины. «На протяжении последних двух десятилетий украинские художественные и антикварные собрания пополнялись в основном за счет частных коллекционеров. При этом государство кроме того, что практически самоустранилось от этого дела, еще и всячески усложняет процесс ввоза культурных ценностей на территорию Украины,— отметил Дмитрий Табачник.— Понятно, что при таких условиях значительная часть украинских частных коллекций вынужденно хранится за рубежом, а шедевры таких наших художников, как, например, Константин Крыжицкий или Николай Пимоненко, не могут быть выставлены для широкого обозрения на родине».