Клиенты по аудиту откладывают до лучших времен выход на IPO и жалуются на банки, банки же жалуются на своих клиентов. Глобалисты же с последователями не теряют надежды захватить не только Уолл-стрит, и это уже не прикольно.
“Все страннее и страннее!”
“Алиса в Стране чудес” Льюис Кэрролл
Недавно выступала перед слушателями МВА, и разговор зашел о стратегическом менеджменте и успешных стратегиях в бизнесе. Спросили, какой учебник я посоветую. Что тут посоветуешь… Все это, конечно, очень мило, и учебники по стратегическому менеджменту можно перечитывать на ночь при бессоннице, но все эти дойные коровы вместе с собаками ушли искать звезды и воспитывать всем стратегическим цыганским табором своих трудных детей. И было это уже в другой жизни.
Об успешных стратегиях сейчас говорят больше по факту: «…это было верным стратегическим ходом, позволившим нам…». Действительно успешных прорывных стратегий по определению мало. И они сейчас часто настолько персонифицированы, даже в глобальных корпорациях со всеми их советами и комитетами.
Как личную утрату восприняла уход Стива Джобса. Тронула до слез его речь перед выпускниками Cтэнфорда: «Память о том, что я скоро умру,— самый важный инструмент, который помогает мне принимать сложные решения в моей жизни. Потому что все остальное — чужое мнение, вся эта гордость, вся эта боязнь смущения или провала — все эти вещи падают пред лицом смерти, оставляя лишь то, что действительно важно».
То, что придумал и реализовал Стив, трудно назвать бизнесом, это ближе к религии, и прихожане вместо церковных книг носят его гаджеты и проводят с iPad времени больше, чем с собственными детьми.
Как разрабатывать сколько-нибудь долгосрочные стратегии, когда сложно назвать хоть какие-то области стабильности? Чем становится сам процесс стратегического планирования? Что это? Игры разума или потеря времени?
Терпеть не могу летать самолетами, но летаю регулярно, особенно не люблю турбулентность. Но зато на высоте хорошо думается, ежедневные проблемы кажутся более мелкими, а после прохождения полосы турбулентности вообще возникает кратковременная всеобщая эйфория.
Еще полгода назад казалось, что самое страшное уже позади, и мы пережили очередной кризис и рецессия пошла на спад. Верилось, что теперь будет пять-восемь лет передышки до следующего кризиса и полосы турбулентности.
Но теперь уже четко понимаешь, что не будет никакой передышки и нужно опять пристегиваться и затягивать ремни.
И начинаешь понимать антиглобалистов, устроивших теперь уже глобальный квест «Захвати (подставить что-нибудь глобально финансовое, виноватое, на ваш взгляд, в очередном кризисе)». А захочется почитать что-то стратегическое — читайте «Алису» Кэрролла.
Алла Савченко, президент аудиторско-консалтинговой компании BDO в Украине