Когда-то во времена польской «Солидарности», которая валила коммунизм у себя в стране, к приятелям моей мамы приехали родственники из Ленинграда. Среди них была моя ровесница. Симпатичная, спокойная девушка. Когда речь зашла о событиях в Польше, она вдруг пришла в ярость и зашипела, как змея: «Чего тем полякам надо? Перестреляла бы их всех!».
Я не был диссидентом, который бы четко осознавал, что происходит в мире. Но своим нутром чувствовал симпатию к полякам. Тем более, что все хоть как-то думающие люди понимали, что коммунизм прогнил и мешает жить. Потому стремление вырваться из его лап выглядело впечатляюще — настоящей борьбой за свободу.
Тогда я был в шоке от неприкрытой ненависти к другому народу, который у себя в стране стремился изменить жизнь. При этом он никак не собирался влиять на жизнь Светланы в ее Ленинграде.
Мне та давняя история вспомнилась сегодня, после полемики на Фейсбуке. Есть у меня в друзьях россиянин Максим. Судя по его постам, он преподает философию. Никогда я не замечал за ним имперского чванства.
Максим съездил в Киев. Сходил на Майдан. И написал коротко свои впечатления. Не со всем там можно согласиться. Но они спокойны и доброжелательны. Я написал под ними реплику. А потом появились реплики других россиян. И я увидел дичайшее раздражение Майданом.
Например, один деятель писал, дескать, не грабят магазины не потому, что в принципе не хотят. А потому, что у них якобы поддельные «Ролексы» уже десять лет правильно показывают, потому им не надо. Это у него сарказм такой.
Дама совсем в стиле наших домашних гопников обзывала участников Майдана майданутыми и говорила о горьком похмелье после Майдана. А другая вполне вежливо рассказывала, что Майдан — это по сути антироссийское явление, и поэтому российская государственная машина вполне логично борется с ним. Она ничтоже сумняшеся рекомендовала бросить майданить и идти работать. Говорила, что Майдан нам ничего не принес.
Естественно, были рассказы о том, что мы хитростью увели у них Крым и (внимание!) Одессу. Что у нас угнетают русских. Странно, но не сказали, что украинский язык — изобретение австрийского генштаба.
Я читаю всю эту ерунду и понимаю, что два якобы братских народа отдаляются друг от друга все дальше и дальше. И дело не только в коварном Путине. Мы привыкли считать, что вот есть коварный Путин, но есть так же и добрый российский народ.
Но разве это Путин заставил своих соотечественников с ненавистью относиться к стремлению других народов расширить рамки свободы? Разве Путин заставляет россиян брызгать слюной от злости, когда речь идет о нашей попытке преодолеть забюрократизированное воровское государство, которое не дает жить простым гражданам? Разве Путин заставляет свысока читать нам лекции о том, как нам следует поступать, а как не стоит?
После этого мне вспомнился фильм по роману Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки». Свободолюбивый герой Джека Николсона был насильственно запроторен в психиатрическую лечебницу. Он поразился, когда узнал, что его соседи находятся там добровольно.
Он попытался бежать. Когда его поймали, он говорил приблизительно так: «У меня не получилось, но я хотя бы попробовал. А вы?».
Пока неизвестно, чем конкретно кончится Майдан. Но украинцы хотя бы попробовали. А россияне, вместо посочувствовать, сжали от злости зубы и желают Майдану поражения.
Я писал иронически, называя их президента Путей, а нашего Овощем. Одна дама мне ответила, дескать, так неприлично говорить о руководителях. Я ответил ей, что украинцы иронично относятся к своим государственным чиновникам, а россияне с обожанием.
Наверное, в этом и кроется причина наших расхождений. Если обожаешь кого-то, то не станешь ему Майданы устраивать.
Хотя история с протестами после нового воцарения Путина дает надежду, что не все так печально у наших соседей. А вдруг они наш опыт используют. Я бы так этого хотел. И не стал бы вмешиваться в их внутренние дела, когда они выступили бы за свою свободу.