На данном этапе украинской медицине нужны прозрачная конкуренция, максимальная автономность учреждений и устранение посредников.
В Украине необходимо начать создавать новую систему здравоохранения, так как старая на сегодняшний день абсолютно не соответствует потребностям населения. Нужно использовать в новой системе IT-технологии. С их помощью можно обеспечить каждого человека, независимо от того, где он проживает, доступной, гарантированной государством, качественной, профессиональной, оперативной медицинской помощью. Даже в условиях нехватки материальных средств это сделать реально. С помощью тех же новейших технологий надо создать полный реестр медицинских работников, принять клинические европейские протоколы, по которым лечат в ЕС, и адаптировать их к украинским реалиям.
После этого необходимо рассчитать себестоимость, чтобы государство точно знало, во сколько обойдется та или иная услуга – лечение пациента с инфарктом, удаление аппендицита или вызов кареты скорой помощи. Затем на законодательном уровне необходимо создать прямой механизм, когда государство финансирует не лечебное учреждение, а услугу конкретному пациенту, и дать пациенту право свободно выбирать врача и медучреждение.
Именно так ликвидируются ненужные цепочки посредников, которые наживаются на здоровье и болезнях украинских граждан. Этими посредниками являются недобросовестные производители лекарств, торгующие компании-перекупщики, продающие лекарственные средства и изделия медицинского назначения, и ряд управленческих государственных структур с неизвестными функциями и полномочиями.
Когда у нас есть утвержденный клинический протокол, есть пациент с установленным диагнозом и есть государственная страховая компания, которая должна оплатить оказанную услугу, то пациент в этом случае получает долгожданный сервис и качественную медицинскую помощь, а государство – здорового, трудоспособного гражданина. При этом пациент имеет право самостоятельно выбрать врача, а врач, соответственно, получает свои начисления в зависимости от того, насколько плодотворно, честно, профессионально, своевременно и качественно он работал.
Для того чтобы сформировать финансовую базу, понимать, во сколько государству обходится определенная услуга, нужны реестры с референтными ценами лекарственных средств и медицинского оборудования. Отсутствие этих цен и реестров формирует условия для коррупции. Речь идет о стоимости, по которой приобретается аналогичный препарат в европейских странах, к которым можно приравнять Украину по экономическому статусу. Создание таких прозрачных реестров способствует тому, что каждый главный врач должен стать менеджером, управленцем больницы, которая в будущем получит право на саморегуляцию. Этот главный врач-менеджер сможет увеличивать или уменьшать количество штатных единиц в зависимости от потребностей пациентов, предоставлять им гарантированные государством бесплатные услуги, а также платные услуги. Таким образом, зарплата врача не будет ограничена, и профессиональные медики смогут зарабатывать до миллиона гривен в год. А недостаточно компетентные врачи, к которым не будут обращаться пациенты, попадут в зону высокой конкуренции и вынуждены будут перепрофилироваться или искать себе другую работу.
Создание прозрачной системы конкуренции, уменьшение количества посредников и управленческих структур, финансирование услуги, а не медицинского учреждения, свободный выбор лечебного учреждения пациентом и автономность лечебных учреждений – это и есть необходимый фундамент для страховой медицины в Украине.
Мною была разработана и предложена общественности программа реформирования медицины “25 шагов”, в которой кроме озвученных выше предложений есть планы по созданию Национальной медицинской палаты, которая будет заниматься защитой прав врачей и организаций, защитой прав пациентов. Каждый человек должен чувствовать себя защищенным. Ведь сегодня нарушаются права как врачей, так и пациентов.
Для внедрения вышеперечисленных изменений понадобится и новая законодательная база, которая будет призвана защитить пациентов и гарантировать им ежегодный пакет бесплатных услуг, оплачиваемых государством. Но для этого государство должно четко понимать, за что оно платит и сколько.
Гарантированный пакет должен включать и экстренную медицину, и вакцинацию, и лечение неотложных состояний. Раз в год-два этот гарантированный государством перечень может пересматриваться. Если в экономике страны дела улучшаются, соответственно пакет расширяется и в него добавляются дополнительные бесплатные услуги для граждан страны.
Кроме того, каждая область, если она богата экономически, может к этому гарантированному пакету добавлять дополнительные услуги и самостоятельно их финансировать. Это плюс децентрализации, который будет стимулировать людей, проживающих в регионе, лучше работать, выплачивать налоги и нести ответственность за формирование своего дополнительного пакета. Также некоторые предприятия, при желании, могут расширять перечень услуг и заключать соответствующие договоры с частными страховыми компаниями. Это и будет прозрачная конкуренция, максимальная автономность учреждений и уменьшение цепочек посредников.
При этом Министерство здравоохранения необходимо лишить функций закупки – они должны проводиться в открытом электронном пространстве, когда области сами смогут по лучшим, выгодным ценам закупать все необходимое для лечения жителей своего региона. А вот функции Министерства здравоохранения сместятся в сторону мониторинговых.
Чтобы реализовать предложенную программу и устранить большинство проблем, потребуется около двух лет. Самым большим препятствием в настоящее время является огромное количество посредников, стоящих между врачом, который может оказать услугу, и пациентом. Это, прежде всего, коррупционные схемы в фармацевтических компаниях с непрозрачными механизмами финансирования. Чтобы создать прозрачную систему «пациент – врач», мы должны минимизировать цепочку между пациентом и медиком, чтобы между ними осталась только качественная, своевременная и гарантированная государством медицинская процедура. Процесс идет нелегко, так как заинтересованных в создании такой системы чиновников в провластных и управленческих кабинетах найти очень тяжело. Старая система гарантировала им “заработок” и немалый.
Что касается звучащих все чаще заявлений о необходимости ликвидации санэпидстанций, – я отношусь к ним крайне негативно. В условиях военной ситуации, повышенного риска террористических актов в стране, санэпидемстанции необходимы. Безусловно, на сегодняшний день санэпидемслужба не выполняет полноценно свои функции и сильно себя дискредитировала поборами и внутренней коррупцией. Однако необходимо бороться с отрицательными явлениями внутри, а не с самой санитарно-эпидемиологической службой. Сегодня Украина не готова принять систему европейской или американской безопасности пищевых продуктов. И без собственной службы мы не обойдемся. В нашей стране сегодня существует множество потенциальных источников инфицирования. Это и безымянные могилы пропавших без вести, и другие места захоронений, непосредственно зона проведения АТО, а также скопления большого количества людей на одной территории – беженцы и военные. У нас повышена угроза распространения инфекций, туберкулеза, СПИДа, потому санслужба просто обязана получить военное направление развития и стать составной частью общей системы безопасности государства – частью военно-медицинской доктрины страны.
Ольга Богомолец, народный депутат, глава Комитета ВР по здравоохранению, советник Президента Украины