Модернизация рынка газа создаст не только «подушку безопасности» на пути к энергонезависимости, но и потенциал для доходной части бюджета в виде налогов.
Западные корпорации, которые участвуют в диалоге между государством и социумом, уже давно стали основой гражданского общества. Какие цели ставят перед собой корпорации гражданского общества? Повышение качества жизни – это и зарплаты, и условия труда, и комфортная среда обитания. В этом, собственно, и состоит корпоративность социальной ответственности государства и гражданского общества. Роль социального диалога в решении актуальных вопросов развития как страны в целом, так и города, региона, корпорации растет с каждым годом, благодаря чему институт социального партнерства становится одним из ведущих элементов гражданского общества в мире. Но помимо традиционных составляющих корпоративная ответственность в гражданском обществе – это еще экология (технологии) и налоги (за счет которых собственно и развивается регион или город).
Чтобы гражданское общество в полной мере смогло ощутить процесс трансформации бизнеса в прозрачные и социально ответственные корпорации, государству необходимо пойти на улучшение инвестиционной привлекательности свободного предпринимательства. Взять, к примеру, украинский сектор газодобычи, так необходимый в построении энергонезависимости страны. Мировые тенденции развития газовой отрасли свидетельствуют о том, что в ближайшее десятилетие разработка новых традиционных запасов даст только четверть от общего прироста добычи, тогда как две трети можно будет получать исключительно за счет высокотехнологичных методов. Украина в этом плане не исключение. Для развития и преумножения ресурсной базы в будущем украинским компаниям придется развивать месторождения с трудноизвлекаемыми и нетрадиционными ресурсами. Это требует не только новейших технологий, но и значительных финансовых ресурсов. Пока независимые украинские компании не настолько крепки финансово, чтобы обеспечить такие сложные проекты самостоятельно. Иностранцы в этом аспекте имеют больше возможностей. Но им нужны определенные условия – открытые, прозрачные компании с институтом независимых директоров, благоприятный инвестиционный климат с гарантией неприкосновенности собственности, и стабильное законодательство. Правила игры должны быть понятными для всех участников процесса.
Налоговое законодательство должно не загонять в тень, а служить стимулом для открытой работы. Недропользователь должен платить налоги не с первого кубометра добытого газа, как это происходит сегодня, а с прибыли, получаемой им от продажи энергоресурса и после возмещения затрат на их разведку и добычу. Стабильность в налоговой политике – не просто дополнительный элемент. В сфере газодобычи проекты могут реализовываться в течение нескольких лет и десятилетий, поэтому нельзя начинать их при одних правилах игры, а завершать уже при других. Это отпугивает и мешает развивать инвестиционную среду в стране, вызывает сомнения в инвестпривлекательности проектов. Инвесторам нужны гарантии того, что экономические параметры, изначально заложенные в тот или иной проект, будут действовать такой период времени, в течение которого можно не только окупить инвестиции, но и получить доходность. Такие гарантии должно дать государство.
Сегодня правительство закладывает рост экономики только на следующий 2015 год. И оно будет незначительным – 1,7%. Этого явно недостаточно для такой страны, как Украина. Устойчивое экономическое развитие предполагает увеличение валового продукта на уровне 5% и выше в год. Для достижения этой цели необходимы модернизация экономики страны, переход от экспортно-сырьевого к ресурсно-инновационному развитию с качественным обновлением энергетики и смежных отраслей. Газовая отрасль имеет все шансы стать драйвером этих процессов. Модернизация рынка газа создаст не только «подушку безопасности» на пути к энергонезависимости, но и потенциал для доходной части бюджета в виде налогов. В итоге выиграют все – общество, бизнес и государство.
Алан Аптер, председатель совета директоров Burisma Holdings