Канцлер ФРГ Ангела Меркель вылетела из Берлина в Вашингтон в четверг, 26 апреля, в половине пятого, сообщает DW. Расчетное время в пути - 9 часов. В пятницу в 11:35 - уже по вашингтонскому времени - ее встретит на пороге Белого дома американский президент Дональд Трамп. Затем Меркель распишется в книге почетных гостей.
Никаких торжественных церемоний или праздничного банкета, как во время недавнего приезда в Белый дом президента Франции Эмманюэля Макрона, в честь Ангелы Меркель не предвидится. В отличие от французского, ее визит не государственный, а сугубо рабочий.
20 минут на переговоры с Трампом с глазу на глаз, полтора часа на обед в расширенном составе, полчаса на пресс-конференцию, а в 14:05 – уже в обратный путь. Брифинг, на котором советники главы правительства Германии рассказывали о целях визита Меркель в США, продолжался едва ли не дольше, чем время, отведенное на ее переговоры в Белом доме.
О конфликтах на мировой арене – Сирия, Северная Корея, соглашение о ядерной программе Ирана, Донбасс – речь, наверное, тоже зайдет. Но главное на повестке дня канцлера – это проблемы в трансатлантической торговле и возможные негативные последствия новых американских санкций против России для немецких фирм, имеющих коммерческие связи с российскими партнерами.
Важная для Берлина тема визита Меркель в Вашингтон – “Северный поток – 2”. Причем, если судить по вниманию, которое советники канцлера уделили ей на брифинге, над реализацией этого проекта, в который уже вложили многие миллиарды евро “Газпром” и его европейские коммерческие партнеры, нависла вполне реальная угроза. Стоит “Газпрому” оказаться в американском санкционном списке, и на планах удвоения мощности Североевропейского газопровода по дну Балтийского моря можно будет поставить крест.
Меркель, дали понять ее советники, попытается убедить американского президента в том, что зависимость Германии от российского газа вообще не столько велика, как думают в Вашингтоне, и никакой возможности шантажировать Берлин угрозой перекрыть вентиль у Кремля вовсе нет. “Доля российских газовых молекул в общем потреблении этого топлива в Германии не 60%, как кто-то уверяет, а только 37%”, – говорили на брифинге журналистам.
37% – тоже немало, а с “Северным потоком – 2” станет еще больше. Но даже если Россия прекратит поставки, доказывали эксперты из ведомства федерального канцлера, никакой катастрофы не будет. Уже имеющиеся на мировом рынке излишки сжиженного газа и недозагруженные мощности приемных терминалов в Европе позволят легко заменить весь объем поступающего в Германию российского трубопроводного газа. Правда, признают в Берлине, цены на СПГ на треть выше, но ведь есть еще газ из Норвегии, будет из Азербайджана, осваиваются месторождения в Средиземноморье.
Это примечательная аргументация. Так раньше в Берлине не говорили, не допускали мысли, что Москва может попытаться использовать газ в качестве политического рычага воздействия. Здесь всегда указывали на надежность поставок российского газа, которые не прерывались даже в самые морозные дни холодной войны. Теперь и в правительстве Германии заговорили о политическом измерении газового вопроса.