Программа замещения импорта овощей и фруктов, объявленная правительством РФ как ответ на санкции Запада, заходит в тупик из-за отсутствия в стране необходимой инфраструктуры.
Хотя, по данным Минсельхоза, сбор тепличных овощей в 2017 год вырос почти в 1,5 раза, значительная часть этого урожая сгниет. К таком выводу пришли эксперты Национального союза производителей плодов и овощей, сообщает Bloomberg.
Фермеры рискуют потерять до 30% всей выращенной продукции из-за отсутствия складов для ее хранения, говорит президент союза Сергей Королев.
По его оценке, горящий дефицит складских мощностей в России составляет примерно 3 миллиона тонн – именно такой объем плодоовощной продукции может погибнуть, так и не дойдя до конечного потребителя.
Федеральный бюджет выделяет сельхозпроизводителям субсидии на строительство овощехранилищ в сумме 1 млрд рублей в год. Но это капля в море по сравнению с той суммой, которая необходима фермерам для для удовлетворения наиболее острых потребностей, говорит Королев.
По его расчетам, нужно как минимум 45-50 млрд рублей, а стоимость строительства может достигать 50 тысяч рублей на тонну хранения.
В Минсельхозе признают: сейчас вместимость плодоовощных хранилищ в РФ составляет 7 млн тонн, это лишь 60% от потребности рынка. Нужны склады еще примерно на 5 млн тонн. Но в планах до 2020 года предусмотрено строительство лишь половины этих мощностей.
Отсутствие достаточного количества овощехранилищ – это причина ежегодных скачков цен на продукты, которые ухудшают общую ситуацию с инфляцией в стране, заявила в июле на финансовом конгрессе в Санкт-Петербурге глава ЦБ Эльвира Набиуллина.
“Всплеск цен связан с недостаточностью инфраструктуры, то есть крестьяне вынуждены продавать картошку и капусту по низким ценам, когда нет возможности отдавать ее на хранение, и потом, когда запасы уже кончаются, у нас вдруг взлетают эти цены”, – объяснила глава ЦБ.
В первую очередь от такой инфляции страдает беднейшая часть населения – те, кто вынужден тратить почти все свои доходы на покупку продуктов, отмечают аналитики Citigroup.
Таких в стране, по данным РАНХиГС, – около 20%, а отдельных регионах (например, Удмуртии, Орловской и Саратовской областях) почти половина.
В мае и июне базовые овощи, по данным Росстата, подорожали в 50-100 раз быстрее официальной инфляции, измеренной индексом потребительских цен. Рост цен на свеклу, морковь и лук составил 20-30%, на капусту – 40%.
Происходящее отражает растущую пропасть между богатыми и бедными: исчезновение среднего класса, наиболее чувствительного к изменениям процентных ставок и цен, ослабляет влияние центробанка на инфляцию, это также объясняет, почему рост цен, отмечаемый потребителями, почти втрое превышает фактическую инфляцию, отмечает Citigroup.