Золоотвал Дарницкой ТЭЦ (ДТЭЦ), который в народе получил название «озеро Горячка», в ближайшем будущем планируют закрыть с последующей рекультивацией его территории.
Жители столичных Позняков, которые безутешно сетуют на активную промышленную деятельность ДТЭЦ, в скором времени смогут в буквальном смысле вздохнуть с облегчением. С пыльными вихрями, время от времени возникающими в жаркую и ветреную погоду в этой части Киева, планируют навсегда покончить. ООО «Евро-Реконструкция» приняло стратегическое решение закрыть золоотвал Дарницкой ТЭЦ по улице Здолбуновской, больше известном как «озеро Горячка». Этого возможно достичь после реконструкции котлоагрегатов ТЭЦ для перехода на сухое золошлоакоудаление и поэтапное прекращение жидкого удаления золы и шлаков, образующихся в результате сжигания угля. Соответствующий план действий (ПД) руководство предприятия презентовало в минувшую среду в рамках заседания рабочей группы депутатов Киевсовета по изучению экологического состояния и влияния на окружающую среду данного технического водоема.
ДТЭЦ построили в период с 1954 по 1960 годы. В то время это была наибольшая в Европе угольная ТЭЦ изначально спроектирована для сжигания донецкого антрацитового штыба «АШ». Поскольку современные экологические требования в середине двадцатого столетия были неведомы, то и система удаления золы и шлака, образующихся в результате сжигания угля, была примитивной. Шлак и зола смешиваются з водой и в виде горячей золошлаковой пульпы двумя трубопроводами протяженностью 5,5 км поставляются в некогда безлюдную болотистую местность в районе села Поздняки. Изначально под складирование золы выделили 126 гектаров болота, а сейчас осталось около 13 гектаров «озера Горячка» посреди густозастроенного «спального» района столицы.
Как известно, после аннексии Россией Крыма и начала военного конфликта на Донбассе украинское руководство было вынуждено в корне пересмотреть подходы к энергетической безопасности страны. Помимо контрактов, которые удалось заключить с западными компаниями на поставку того же российского газа, но по гораздо низшим ценам, особый акцент также делается на замещение «голубого топлива» альтернативными видами энергоносителей. Поскольку позволить себе роскошь энергосберегающих технологий в полном объеме Украина пока еще не может, спасти ситуацию во время отопительного сезона помогает потребление давно вышедшего из обихода угля. И ДТЭЦ, которая долгое время искала деньги на модернизацию предприятия с тем, чтоб перейти на газ, даже оказалась в выигрыше. В выигрыше также ее потребители – благодаря использованию на ДТЭЦ угля в качестве основного топлива, жители Дарницкого и Днепровского района платят за тепло меньше чем все остальные киевляне. Одна гигакалория обходится им на 300 гривен дешевле, чем потребителям «Киевэнерго».
Однако сегодня предприятию приходится иметь дело с новыми вызовами – экологического и общественно-политического характера. Строительный бизнес, который в последнее время развивается бурными темпами в столице, достаточно прибыльный. Наверное, по этой причине санэпидемстанция в декабре 2013 года почему-то решила уменьшить защитную санитарную зону золоотвала ДТЭЦ с 300 до 150 метров. И вот, за пару лет «жизни по-новому» на территории бывшей защитной санитарной зоны построили многоэтажки, паркинг и детский садик. Счастливых обладателей квадратных метров вряд ли ставили в известность, что «живописное озеро горячка» видимое из окна есть не что иное, как хранилище отходов сжигания угля. Новоселы начали жаловаться на пыльные вихри, которые иногда возникают в жаркие ветреные дни на золоотвале. Но даже сейчас, в пределах уже действующей сокращенной санитарной зоны ведется строительство торгового центра «АШАН».
И хотя местная власть и руководство ДТЭЦ заверяют, что деятельность предприятия не представляет угрозу жизни и здоровью ее граждан, активисты по защите экологической среды, тем не менее, настаивают на токсичности угольного шлака, требуя немедленного закрытия золоотвала. Они также убеждены, что данный водоем изначально являлся природным. Мол, во время запуска в эксплуатацию ДТЭЦ-4 в 1954 г. специальные бассейны-отстойники так и не успели построить, поэтому на эти цели киевской властью временно были выделены два природных водоема, в том числе «озеро Горячка». Однако руководство ДТЭЦ заверяет в обратном, ранее уже предоставив общественности всю необходимую документацию, которая свидетельствует о техническом происхождении водоема. В итоге заложниками ситуации оказались все.
«Технический водоем под названием «озеро Горячка», что является золоотвалом ДТЭЦ, безусловно, является источником экологической угрозы для людей живущих рядом. Никто не собирается утверждать, что воду из этого водоема полезно пить по утрам, или зола полностью безопасна. Отходы сжигания угля во всем мире являются отходами IV класса опасности, то есть условно безопасными. Именно поэтому главной задачей на сегодня является создать такие условия работы золоотвала, чтобы уменьшить экологические риски для людей. Конечно же, пыльные бури, которые имели место в этом году, являются недопустимыми», – сказал «i» в.и.о. гендиректора ООО «Евро-реконструкция» Вадим Селиванов в ходе заседания рабочей группы. «Учитывая значительный общественный резонанс, акционеры компании в сентябре приняли стратегическое решение о постепенном закрытии золоотвала с последующей его рекультивацией. В то же время проблемы экологии являются острыми для всей теплоэнергетики Украины и должны решаться на государственном и муниципальном уровне, а не только усилиями менеджмента теплогенерирующих предприятий», – резюмировал Селиванов.
Согласно ПД, представленного руководством ДТЭЦ, первоочередной неотложной задачей является создание условий безопасного функционирования существующего золоотвала. На данный момент поливальная машина – хоть и временный, однако достаточно эффективный инструмент в борьбе с пылью. Помимо этого, борьба с пылением предполагается в двух направлениях. Первое – исключение пыления технологических проездов (дорог вокруг золоотвала), что будет выполнено путем отсыпки их щебнем или шлаком. При необходимости дополнительно будет проводиться полив проездов. Второе – исключения пыления поверхности золоотвала. В этом отношении планируется использовать природный материал «бишофит» (комплекс минералов природного происхождения, который образовался в результате испарений древних морей – «i»), который хорошо зарекомендовал себя при решении этих проблем на горно-обогатительных предприятиях, где проблемы пыления еще более существенны. Также изучается возможность использования современных полимерных и синтетических стабилизаторов. При проведении работ по вывозу золы запланировано приобретение специальных распыляющих устройств, которые будут распылять раствор бишофита в зоне проведения работ.
В течение 2017 года будет продолжено озеленение по периметру золоотвала с высадкой деревьев, что создаст дополнительную защиту от ветра. А в течении 2017-2020 годов планируется модернизация 4-х угольных котлов с установкой современных электрофильтров для сухого золоудаления, а также строительство закрытого силосного склада сухой золы. В связи с постепенным увеличением объемов сухой золы на территории ТЭЦ будет построен узел отгрузки золы в железнодорожные вагоны-хопперы и автотранспорт для дальнейшей ее реализации строительным компаниям. Во всем мире угольную золу используют при производстве бетона и асфальта, а также для отсыпки и выравнивания территорий.
Стоит отметить, что процесс переоборудования возможен только в межотопительный сезон. Как известно, сейчас ДТЭЦ поставляет тепло и электроэнергию промышленным предприятиям и жилым массивам Днепровского и Дарницкого районов Киева, в том числе и Русановке. Станция отапливает около 10% жилой площади Киева (примерно 5 млн. кв. м или 1050 жилых домов и более 120 школ и медицинских учреждений). От её работы зависит комфорт около 300 тыс. жителей левобережного Киева. «Непрерывная работа станции является гарантией энергетической безопасности города. Очень важно понимать, что в случае внезапного прекращения работы ДТЭЦ в отопительный сезон, «Киевэнерго» не имеет технологической возможности предоставить нашим потребителям тепло. Итак, срочное закрытие золоотвала, на котором настаивают некоторые активисты, однозначно приведет к остановке станции и техногенной катастрофе», – подчеркнул господин Селиванов.
В тоже время факт соседства с золоотвалом ДТЭЦ продолжает будоражить жителей этой части Киева. «Нет уверенности в том, что зола не полетит весной вновь. Еще далеко до того, что все будет покрыто водой и если этого не случится – весной все повторится. Сейчас нам помогает погода, но что будет дальше – увидим», – говорит один из активистов Виктор Гайдуков. Он также возмущен тем фактом, что в санитарной зоне продолжается строительство и активно ведется продажа недвижимости. «Застраивается даже та зона, которая на сегодня озвучена, 150 м, как санитарная. В 70 м стоится ТЦ «АШАН». И это очень опасно. До сих пор не известно, по каким документам, и на каком основании санитарно – защитная зона была сокращена до размеров 150 м, и кто позволил этому случиться», – резюмировал он.
Между тем, в Госпотребстандарте успокаивают, проведенные лабораторные исследования грунта, атмосферного воздуха, воды с бюветов, которые находятся вблизи золоотвала, показали лишь незначительные превышения состава вредных веществ. «По итогам проверки предоставлены распоряжения, в которых все факты нарушения санитарного законодательства были указаны и указаны термины на то, чтоб ООО «Евро-реконструкция» устранила все нарушения. Мы следим за исполнением наших предписаний. Сейчас продолжается процедура контроля за исполнением и устранением тех нарушений, которые были выявлены. Первые термины выполнения наших предписаний 6-10 января. Мы будем отправлять общественности, а также представителям депутатского корпуса повторные отчеты лабораторных исследований», – сказал «i» представитель инстанции Дмитрий Байраченко.
«Основная проблема, которую показала рабочая группа, это то, что у нас в городе, некому профессионально исследовать состояние окружающей среды», – говорит депутат Киевсовета от фракции «Самопомощь» Анна Сандалова. «Что-то меряют экологические инспекции, что-то меряет Санэпидемстация, что-то меряет Госпотребстандрат. Они меряют одни показатели, а потом активисты приносят данные экспертизы по другим показателям. То есть, опираться на кого-то и говорить, что вот это исследование проведено профессионально, мы не можем. А соответственно, нет экспертизы, чтобы понять это (золоотвал – «i».) вредит здоровью или не вредит», – заключила она.
В свою очередь замначальника отдела контроля по благоустройству и охране окружающей природной среды Дарницкой РГА Виктор Безотосный считает, что руководству ДТЭЦ по силам выполнить те задания, которые поставила перед ним общественность. По его словам, положительным является то, что в ближайшее время на ТЭЦ будут рассматривать вопрос по замене системы удаления отходов производства. «Исходя из этого, вопрос в том, насколько мы сможем перевести полностью технологии ТЭЦ на сухое золошлакоудаление, что действительно исправит экологическую ситуацию в Дарницком районе», – заключил он.
Консультант по вопросам экологической безопасности Института электросварки им.Е.О.Патона НАН Украины профессор Игорь Крайнов обращает внимание на важность вторичного использования золошлаковой пыли. «Массовое использование золошлаковой пыли как вторичного сырья должно привести к ликвидации золошлаконакопителя и, как минимум, к значительному снижению ее объемов, что позволит рекультивировать занимаемую золотвалом территорию. Перспективно потребление золошлаковой пыли как вторичного сырья для производства строительных и дорожных материалов, в частности для засыпки и планировки территорий вместо песка и почвы», – резюмировал он.
По предварительным подсчетам, процесс закрытия золоотвала с последующей рекультивацией должен занять около пяти лет. Это связано с тем, что из-за необходимости постоянной электрогенерации, отопления и горячего водоснабжения, невозможно модернизировать более одного котла в год. Именно поэтому руководств ДТЭЦ начало сотрудничество с известной европейской компанией «Christof group», по поиску технологических инноваций, чтобы ускорить этот процесс. Сейчас же гарантировать можно лишь то, что после модернизации первого котлоагрегата количество золы и шлака, подаваемого на «озеро Горячка» уменьшится на 30%.