В Аргентине второй дефолт с начала нового тысячелетия. Однако на этот раз ситуация отличается от событий 2001 года. В причинах и особенностях нынешнего дефолта разбиралась DW.
На счету Аргентины в американском банке Bank of New York Mellon лежат 539 млн долларов, которые она должна была выплатить кредиторам в качестве процентов по облигациям еще в июне. Правда, сделать этого Буэнос-Айрес не смог: выплаты заморозил американский суд, постановивший, что страна не может расплачиваться по другим долгам, пока не выплатит 1,3 млрд долларов двум крупным американским хедж-фондам. Именно эти 1,3 млрд долларов стали камнем преткновения в фактически тупиковой ситуации, в которой оказались сейчас аргентинские власти.
Наследство прошлого дефолта
Сумма в 1,3 млрд долларов – напоминание о дефолте 2001 года, который страна объявила, когда не смогла расплатиться по внешнему долгу, составлявшему 95 млрд долларов. Тогда Буэнос-Айресу удалось договориться о реструктуризации с кредиторами, державшими в совокупности около 93 процентов аргентинских гособлигаций.
На эти условия не согласились лишь два американских хедж-фонда, NML Capital и Aurelius Capital Management, владевшие оставшимися 7 процентами долга. Именно они и потребовали, чтобы Аргентина расплатилась с ними в полном объеме. Верховный суд США 16 июня обязал аргентинские власти выплатить хедж-фондам 1,3 млрд долларов плюс набежавшие проценты.
Аргентинская экономика терпит убытки уже более десяти лет: после дефолта 2001 года страна была фактически выключена из системы международных финансовых рынков и не могла больше занимать там средства, подчеркивает Джошуа Роснер, аналитик консалтинговой фирмы Graham Fisher & Co в Нью-Йорке. Если бы Буэнос-Айресу удалось вновь привлечь инвестиции, Аргентина с ее ресурсам и высококвалифицированными кадрами могла бы стать самой успешной экономикой южноамериканского континента, добавляет эксперт.
Дефолт не настоящий?
Правда, на это раз ситуация с дефолтом иная, чем в 2001 году, заявляют аргентинские власти. Страна имеет средства, чтобы выплатить проценты по облигациям в размере 539 млн долларов. Эти деньги перечислены в банк, являющийся доверенным лицом держателей долга.
Именно поэтому понижение агентством Standard & Poor’s рейтинга Аргентины до дефолтного уровня – несправедливо, заявил в среду, 30 июля министр экономики страны Аксель Кисильоф. “Аргентина заплатила, у Аргентины есть деньги, и мы собираемся расплачиваться по долгам в дальнейшем”, – подчеркнул он.
Однако Кисильоф в то же время отметил, что власти страны не могут расплатиться с американскими хедж-фондами, требующими 1,3 млрд долларов. В противном случае Аргентину ждут претензии на десятки миллиардов долларов со стороны остальных кредиторов, согласившихся ранее на реструктуризацию долгов.
Ловушка десятилетней давности
Загвоздка состоит в одном из пунктов договора о реструктуризации, заключенного с кредиторами после предыдущего дефолта. Инвесторы, согласившиеся на условия Буэнос-Айреса, получили назад лишь 30 процентов своих средств. От основной части денег, вложенных когда-то в аргентинские гособлигации, им пришлось отказаться.
Однако, согласно договору, эти инвесторы имеют право потребовать для себя равных условий, если Аргентина согласится полностью расплатиться с хедж-фондами. В этом случае сумма новых финансовых претензий, по подсчетам аргентинских властей, может превысить 120 млрд долларов, передает агентство Bloomberg. Такие выплаты окажутся неподъемными для экономики страны, чьи валютные резервы составляют лишь 29 млрд долларов.
В преддверии дефолта Аргентина пошла на переговоры с кредиторами
Действие вышеназванного условия истекает в конце 2014 года. Скорее всего, аргентинские власти будут ждать наступления этого срока, чтобы расплатиться с хедж-фондами в начале 2015 года, предполагают аналитики брокерской фирмы Bulltick Capital Markets, специализирующейся на работе с клиентами из латиноамериканских стран. “В худшем случае ситуация разрешится в ближайшие шесть месяцев, – цитирует Bloomberg главного аналитика Bulltick Capital Markets Альберто Бернала. – Аргентинцам нужны деньги, им необходимо вернуться на рынок, да и кредиторы, не согласившиеся на реструктуризацию, требуют выплаты долга”.
Многомиллиардные потери
Спор с международными кредиторами уже стоил Аргентине гораздо больше, чем собственно сумма долга, которую требуют хедж-фонды, указывает Джошуа Роснер: “Низкие процентные ставки и доступ на международные финансовые рынки в ближайшие 10 лет принесли бы Аргентине 70 млрд долларов. По нашим подсчетам, страна уже потеряла около 50 млрд долларов иностранных инвестиций”.
По словам эксперта, Аргентина слишком долго была уверена, что может существовать самостоятельно, оставаясь полностью независимой от международных рынков. Кроме того, полагает Роснер, юристам, представляющим интересы Аргентины, выгодно затягивать конфликт, каждый день которого приносит им деньги.
Между тем большинство аргентинцев считают, что власти должны расплатиться с кредиторами, говорит Роснер, ссылаясь на опросы, в проведении которых он участвовал: “Большинство людей в Аргентине понимают, что происходит, и хотят разрешения ситуации”. Меры жесткой экономим, введенные властями после предыдущего дефолта, спровоцировали волну массовых протестов по всей стране. Тогда в ходе уличных беспорядков погибли десятки человек, сотни были ранены.