Юрий Романенко, политолог, директор Центра политического анализа «Стратагема», шеф-редактор аналитического портала «Хвиля», рассказал «і» о том, какая страна сейчас играет первую скрипку в глобальной политике, сможет ли вызвать украинский кризис тектонические сдвиги в глобальной мировой политике, какая роль России в глобальной политике и какие главные цели ставит перед собой РФ, - сообщают Экономические Новости.
Вопрос: Ваше мнение, какая страна сейчас играет первую скрипку в глобальной политике? И какие ее цели относительно Украины?
Ответ: Первую скрипку определенно играет США, несмотря на то, что их роль уменьшилась, они продолжают иметь ключевое значение в финансовой и военно-политической сфере. Они контролируют и влияют на глобальные институты – МВФ, Мировой Банк, НАТО. Они играют не полностью доминирующую, но во многом определяющую роль. Их стратегия в текущем мировой раскладе стратегически оборонительная, а в регионе Восточной Европы – наступательная. Вашингтон защищает свои позиции в мировой системе, как это делала Британия после Первой мировой войны. Для этого он старается бить по болевым точкам своих конкурентов в Евразии.
В отношении Украины их мотивация достаточно понятна и проста. Они рассматривают нашу страну как инструмент влияния на Евразию и Европу. Географическое положение Украины позволяет влиять на Германию и Россию, так как Украина является воротами в Европу и Евразию. Контроль над Украиной позволяет Штатам предотвратить появление континентального союза между Германией и РФ. Это старая концепция англо-саксов, которая была разработана адмиралом Мэхеном и Макиндером, поэтому США так пристально следит за событиями в Украине и всячески стараются помешать россиянам вернуть Украину в орбиту своего влияния, поскольку прекрасно понимают, что это приведет к очень серьезным последствиям для всего расклада в Европе и Евразии.
Посредство разыгрывания украинской карты США также решают свои вопросы, чтобы объединиться с Европой в рамках трансатлантического сообщества. Поэтому им на руку ситуация, когда Россия запугивает Европу, и Украина как жертва выполняет роль сплачивающего инструмента, который позволяет американцам усилить свои позиции в Европе. Это работает, как показывают последние социологические опросы в Германии, где рейтинг Путина резко упал, а отношение к России существенно ухудшилось.
Таким образом, ключевой мотив США в отношении Украины – геополитический, а экономика находится на втором месте.
В: Как вы считаете, украинский кризис может вызвать тектонические сдвиги в глобальной мировой политике?
О: Он уже привел к сдвигам в глобальной политике, поскольку Путин окончательно «похоронил» Ялтинскую систему. Она уже давно находилась в кризисе, и американцы сами сделали достаточно, чтобы ее ликвидировать. Путин одним махом — аннексией Крыма — похоронил практически все. Прежде всего, Договор о нераспространении ядерного оружия, так как стало понятно, что гарантия великих государств ничего не значит. Все государства, которые заинтересованы в ядерном оружии, теперь понимают, что нет никакого доверия к США, России, Франции и остальным странам, обладающим ядерным оружием. Отсутствие доверия приведет к дестабилизации всей мировой системы, поскольку, все, кто может производить ядерное оружие, будут стараться это делать. Ядерное оружие может гарантировать определенную территориальную безопасность, как это мы видим на примере КНДР, которая не один год пугает весь мир, и тем не менее, никто не рискует на нее нападать.
Ослабление системы международных отношений, которое продолжалось долго, объективно должно было закончиться таким кризисом. Кризис такого масштаба всегда решается насильственными методами, а не мирным путем. Глобальная система непременно пройдет через Третью мировую войну, и собственно она уже началась еще в 2011 году после событий на Ближнем Востоке. Теперь ее ареал просто расширяется, дестабилизируются другие регионы, происходит конфликт интересов между такими большими игроками, как Россия, США, ЕС, Китай.
Этот процесс будет постоянно нарастать и закончится тем, что старые факторы, на которых базировалась Ялтинская система, просто исчезнут. Новый баланс сил, который сегодня возник и связан с ростом азиатских государств, закрепится после того, как крупные игроки разберутся между собой, и будет зафиксирован новый статус-кво, что приведет к созданию новых мировых институтов.
Я думаю, что основные события впереди. Главный конфликт в мировой системе – между США и Китаем, но Россия занимает особую позицию из-за ресурсов и ядерного оружия. Если не решить проблему России, то США не смогут выиграть Китай. Вашингтон пытался затащить РФ в свой лагерь и был близок к этому, но, как видим, руководство России решило поиграть в свою игру. О ее сути я скажу ниже. Пока же можно выделить несколько этапов этого глобального переустройства мира.
Сейчас заканчивается дебютный этап конфликта, когда формируются противоборствующие коалиции. Он начался в 2011 году и продолжится до 2016-2017 года.
Второй этап будет характеризоваться втягиванием в войну непосредственно России и других государств Евразии. Он продлится ориентировочно до 2020 года.
Потом будет этап стабилизации, в ходе которого появится Мировое правительство. Думаю, что это произойдет где-то к 2040 году, когда мир начнет функционировать как единая система. Для Украины вопрос заключается в том, чтобы оказаться в лагере победителя и занять достойное место в этой новой мировой системе. Мы начали двигаться в правильном направлении, поскольку очень высока вероятность, что победить в этой войне сможет Западный блок (США, Европа, Япония, Южная Корея, Австралия, Канада и прочие союзники Вашингтона). Он имеет потрясающее военно-техническое, технологическое и организационное превосходство. Западный блок, прежде всего, США, более защищен от мировых потрясений, так как он имеет собственные энергетические запасы. Американцы совершенно не зря раскупорили свои нефтяные вышки, которые не работали несколько десятков лет. Это позволяет им уменьшить зависимость от зон рисков в Евразии и, прежде всего, от Персидского залива, откуда они раньше брали нефть. В условиях дестабилизации Евразии, они смогут чувствовать себя более защищенными и, следовательно, иметь возможность влиять на процессы в Евразии.
Мы находимся в начале очень большего пути, и те жертвы, которые мы уже понесли, – ничто в сравнении с теми, которые будут еще впереди. Мы должны готовиться к очень серьезным испытаниям, но они смогут нас вывести на новые позиции. Их просто нужно пережить.
В: Какова роль России в глобальной политике? Какие главные цели ставит перед собой РФ?
О: Россия пытается сохранить ту систему, которая де-юре была создана в 1945 году в Ялте Сталиным, Рузвельтом и Черчиллем. Россия цепляется за Совет безопасности ООН и право вето, которое позволяют влиять на мировую политику. Чтобы сохранить свои позиции, России необходим контроль над ближайшей периферией, который является формой защиты ее интересов от изменений статуса-кво западных и азиатских государств. Россия проигрывает в техническом, организационном и военном плане. Она не готова к этой мировой войне, как и Царская Россия в 1914 году не была готова к Первой мировой войне, и все это закончилось катастрофой — революцией 1917 года. Я думаю, что для России это может закончиться ее территориальным распадом из-за перенапряжения в грядущих конфликтах. Более того, поведение Путина в украинском кризисе открывает дорогу к такому разделу России. Ее элита выглядит как непредсказуемая, опасная и разрушительная. А поскольку претензии к России имеют все соседи, то в минуту ее слабости ее сразу разорвут на части.
Да, сегодня Россия лучше обеспечена ресурсами, чем Украина. Наличие ядерного оружия позволяет ей вести более агрессивную и напористую внешнюю политику. Путин как российский лидер обладает неким стратегическим видением, что позволяет организовывать такие авантюрные проекты, как аннексия Крыма или гибридная война в восточных регионах Украины. Я думаю, что Путин втянулся в игру, которая не имеет ресурсной обеспеченности со стороны России. Как и США, Россия тактически наступает, стратегически обороняясь.
Я считаю, что за этим натиском, который сегодня идет на Украину и распространится на страны ближнего зарубежья (Кавказ, Центральную Азию, Молдову), последуют проблемы финансовых и экономических санкций. США будут противодействовать этому, создавая мощную коалицию со стороны государств Азии и Европы. Америка будет избегать лобового столкновения с РФ, чтобы не допустить ядерной войны, но через экономику США будет делать все, чтобы разрушить и убрать Россию как субъект мировой политики, который стал опасным для всех.
В истории подобные случаи заканчивались появлением коалиции, направленной на уничтожение такого субъекта. Путин имеет козырь и может создать коалицию с Китаем или Германией. Он будет играть на разрушение ЕС через различные националистические партии, чтобы ослабить европейские институты и выйти на прямые договоренности с национальными государствами. Таким образом, он пытается вытащить ЕС из-под крыла Америки, а на Востоке ослабить зависимость Китая от рынка США и создать большой евразийский рынок, где бы РФ играла важную роль. Однако зависимость Китая от Европы, США и Японии очень велика, а выгоды, которые Китай может получить от игры с Россией, экономически на порядок меньше, поэтому Китай не будет делать резких движений, которые дестабилизировали бы его экономику.
Что касается Китая, то стратегически он наступает, тактически обороняется. Китай находится в шатком положении из-за перенаселенности. Население сосредоточено в прибрежных провинциях, и их экономика очень уязвима к внешним факторам, поскольку значительная часть продукции экспортируется на внешние рынки. Внутренний рынок в Китае стал большим, но он не может компенсировать потерю внешнего рынка. Китай также очень зависит от морских коммуникаций, из Африки и Латинской Америки ему поставляется сырье для его прожорливой экономики, а на морских коммуникациях очень долго будут доминировать еще США. Пока у Китая не появится мощный океанский флот, ему будет опасно участвовать в авантюрах, поскольку в таком случае он больше потеряет, чем приобретет. Поэтому Пекин очень осторожен. Это он нужен США и России, и он это очень хорошо понимает. Китайцы прекрасно помнят, как много они выигрывают, играя на противоречиях Вашингтона и Москвы еще со времен договора с Никсоном и Киссинджером.
У России также нет мощного океанского флота, который бы позволил ей решить задачи по защите интересов союзников. Я считаю, что стратегически Россия находится в проигрышной позиции. Ей не хватает времени, чтобы модернизировать свою армию, и ресурсов. США будут использовать свое преимущество, поэтому конфликт между ними наступит скорее раньше, чем позже.
В: Как Вы считаете, могут ли русские войска дойти до Польши?
О: Все зависит от того, насколько будет сопротивляться Украина. Я уверен, что Путин не будет вводить войска в Украину, а будет использовать наемников, как мы это видим на Донбассе. Путин дает нам возможность самим разделиться, и ему не нужна вся Украина. Путину нужен контроль над побережьем для того, чтобы разблокировать Крым, и ряд машиностроительных центров, которые позволят ускорить модернизацию российской армии в рамках подготовки к столкновению с Америкой. Этим ограничивается его интерес к юго-востоку. Если Украина ничего не будет делать, он пойдет дальше. Для него стратегически важно установить контроль над всей Украиной. Тут ключевым является цена вопроса. Сопротивление российскому вторжению на Западной и Восточной Украине будет принципиально разным. Путин старается разорвать Украину в духе политики Екатерины II, хочет взять под контроль Восточную и Южную Украину и создать там марионеточные государства. В идеале, он будет способствовать тому, чтобы его союзники в Европе разорвали Украину и взяли над ней контроль, чтобы Украина исчезла как «прокладка», которая мешает России взаимодействовать напрямую, например с той же Германией. В этом случае, он разделит ответственность за исчезновение Украины с европейскими государствами. Однако вопрос – согласиться ли Германия на такие игры. Позиция Меркель показывает, что она тяготеет скорее к США, чем к России. А резкое увеличение недовольства немцев Россией позволяет Меркель усилить давление на таких влиятельных социал-демократов в ее правительстве, как глава МИД Штайнмайер, тяготеющих к РФ.
Тут возникает вопрос Польши и зависимость ее от США. Польша заинтересована в существовании Украины, поскольку имеет травматический опыт соприкосновения с Россией. Здесь возникают предпосылки для стратегического союза Киев – Варшава – Вашингтон.
Кроме того, любая попытка со стороны европейских государств захватить Украину будет вызывать сопротивление самой Украины. Это будет способствовать втягиванию всего мира в хаос Третей мировой войны. Я считаю, что если Путин будет способствовать проявлению пророссийских режимов в областях юго-востока, то запад, центр и Киев останутся, и Украина станет более монолитной.
В: Кого из кандидатов будут поддерживать США – Порошенко или Тимошенко?
О: Конечно, Порошенко. Тимошенко – пророссийский кандидат.
В: Так что, Турчинов и Яценюк, а также вся фракция Батькивщины также работают на Путина? С другой стороны, а как же антироссийские заявления Тимошенко? И как вообще пророссийский политик может иметь какие-то шансы на победу в текущих условиях
О: В Батькивщине – серьезный конфликт внутри. Мы видим, что целые куски «Батькивщины» отваливаются под Порошенко. Яценюк и Турчинов ведут свою собственную игру. Турчинов вообще выглядит неадекватным на своем посту. Возможно, для этого его и ставили, чтобы усилить хаос и подготовить почву для прихода сильной руки в лице Юлии Владимировны. Ее антироссийским заявлениям я бы не доверял. Очень странно, когда она, с одной стороны, проклинает Путина, а с другой – ведет переговоры с сепаратистами, которые его восхваляют. Слова в политике ничего не значат, только действия позволяют судить о позиции
В: Вы согласны с высказыванием Николая Маломужа, что Украина сможет вернуть Крым через два года? И Ваше мнение, когда это случится?
О: Нет, Крым мы сможем вернуть только тогда, когда будет соответствующая конфигурация в мировой политике. А она вырисуется только после 2020 года. Со всеми вытекающими. Мы сможем вернуть Крым не раньше, чем закончится Третья мировая война. По факту ее окончания.
В: Является ли Европа субъектом глобальной политики или только объектом? Какая из стран – Франция, Великобритания или Германия – сейчас играют основную роль в общеевропейской политике?
О: Конечно, является субъектом Британия — это ведущий мировой финансовый центр. Корона продолжает оказывать мощное влияние на мировую политику. Франция имеет огромное влияние в Африке. Около 25 стран Африки находятся под ее контролем. Германия – это первая экономика ЕС, которая сегодня добивается переформатирования ЕС в федерацию.
Ключевая роль в Европе сегодня принадлежит Германии, но ее влияние ограничивается Британией и Францией. На чем искусно играют американцы.
Проблема Европы заключается в том, что она не имеет одного центра принятия решений. Это приводит к неспособности быстро принимать решения в отличие от США или Китая с Россией. Цимес ситуации заключается в том, что в конфликте, который мы рассмотрели выше, США сталкивают Европу с Россией, чтобы за счет ее ресурсов достичь победы. Это понимают многие европейские политики, и с этим связана политика «глубокой озабоченности» ЕС, которая вызывает хохот и рыдания в Киеве. Однако это ставит все больше вопросов относительно перспектив самого ЕС, который может развалиться из-за экономических, этнических и прочих проблем, которые будут углубляться конфликтами на его периферии.