Валютные качели: гривня начала возвращать прежние позиции

17 апреля 2014, 15:00
no image

Борьба со спекулянтами дала первые результаты. После отключения от межбанка 14 банков курс доллара снизился почти на 3 гривни.

Последние недели национальная валюта демонстрировала резкие провалы, курс гривни с начала апреля на межбанке упал с 11 до почти 14 грн./$1 к 11 апрелю. Подобная динамика наблюдалась и на наличном рынке. При этом, объемы торгов на обоих рынках не были такими значительными, как в начале года — с 1 апреля они стабильно не поднимались выше отметки $440,3 млн. Для сравнения, когда национальная валюта девальвировала в период Майдана, объемы торгов переваливали за отметку $4 млрд.

Это свидетельствует о том, что курсовые скачки в большей мере связаны были со спекуляциями, нежели с реальным спросом на валюту.

Это признал и глава Нацбанка Степан Кубив. 15 апреля НБУ принял решение о временном отключении 14 банков от системы подтверждения соглашений на межбанковском валютном рынке. Причиной для этого решения стало формировании негативных ожиданий в отношении национальной валюты путем установки «уровня обменных курсов, которые оказывают дестабилизирующие влияние на рынок». Проще говоря, Нацбанк попытался схватить спекулянтов за руку. Кроме того, НБУ принял решения увеличить учетную ставку — с 6,5% до 9,5%. И хотя прямого влияния на межбанк она не имеет, этот сигнал также был воспринят спекулянтами.

Уже 15 апреля эти действия дали свой результат, а 16 апреля официальный курс доллара опустился почти на гривню — с 12,3855 до 11,3961 грн./$1.

Кто раскачивал лодку

О не рыночном характере курса в последние дни говорят и аналитики. На валютном рынке наблюдалось краткосрочное резкое падение курса валюты ниже экономически обоснованного уровня, рассказывает главный экономист инвесткомпании Dragon Capital Елена Белан. По ее мнению, это связано с невозможностью использования НБУ своих рыночных инструментов, таких как валютные интервенции.

Именно этим и воспользовались некоторые банки. В одном из российских финучреждении рассказали, что в последние дни перед закрытием торгов несколько заявок намеренно взвинчивали курс. Примечательно, что при этом именно российские банки более всего подозреваются в раскачке курса.

И хотя НБУ так и не раскрыл названия 14 банков-нарушителей, но источники в Нацбанке подтверждают, что в их число вошел ряд украинских представительств российских банков.

«При принятии решения об отключении от межбанка учитывались только котировки, которые выставляли банки в течение торговой сессии», — сообщили в пресс-службе НБУ. Анализировались торги с 11 по 15 апреля.

При этом, по словам банкиров, под подозрения попали и не в чем не повинные банки, чьи заявки были на незначительные суммы. «Иногда валюту для клиента необходимо купить при любых обстоятельствах, а при низких объемах предложения на рынке для уверенности приходится предлагать сделку по заведомо завышенному курсу», — рассказывает глава набсовета одного из средних банков. При этом он так и не смог ответить, почему подобные сделки происходят именно перед закрытием сессии.

Многие банкиры не ожидали от НБУ столь резкой реакции на злоупотребления. Раньше в подобных ситуациях регулятор ограничивался предупреждениями и звонками главе правления. Однако видимо эти методы уже перестали давать свой эффект.

Теперь Нацбанк готов пойти дальше. Отдельные банки, которые ранее были отключены от системы подтверждения соглашений на межбанковском валютном рынке, могут потерять лицензию, сообщил Степан Кубив. «И если это (спекуляция на рынке – Ред.) будет подтверждено, то часть банков будет лишена лицензий. Принцип очень прост: нельзя на человеческом горе строить свое счастье», — сказал он.

О причастности российских банков к спекуляциям может свидетельствовать и выпад против НБУ президент-председателя правления Сбербанка России Германа Грефа. Кроме спекуляций на валютном рынке, Сбербанк России также подозревается в финансировании терроризма. В очагах конфликта в Донецкой области отмечают, что боевики имеют при себе карты Сбербанка с рублевыми счетами. И если причастность к финансированию бандитизма и терроризма подтвердиться, то российский банк вообще может потерять лицензию. При этом стоит заметить, что подобной ситуации опасается Степан Кубив.

«И Сбербанк России в Украине, и Альфа-Банк, и Проминвестбанк (который принадлежит российскому ВЭБу) находятся в первой десятке крупнейших украинских финучреждений, и их уход с рынка будет иметь неизгладимые последствия для рынка», — уточняет источник в НБУ. Поэтому Кубив заинтересован в длительном и планомерном расследовании деятельности этих банков. Однако, полностью лишить их валютной лицензии в ближайшие дни он все же намерен.

«Активная позиция по отношению к спекулянтам создает предпосылки для укрепления курса гривни не административными, а рыночными методами», — считает глава правления ПриватБанка Александр Дубилет.

По его мнению, переход на рыночные механизмы определения валютного курса в Украине уже дает свои позитивные результаты. В частности, в результате прекращения административного давления на рынок многие предприятия-экспортеры смогли восстановить производство и поставки на внешние рынки, а также уже начали заводить валюту в Украину.

Страдает население

В результате всех этих спекуляций на рынке, в первую очередь страдают обычные украинцы, которые решили свои сбережения держать в инвалюте. Конечно, такие перепады курса могут отучить украинцев постоянно бегать в обменники, но пока этого не наблюдается. И если раньше очереди перед валютными кассами выстраивались чтобы купить доллар, то сейчас все массово кинулись его продавать. При этом банки неохотно принимают их. Чтобы сдать сумму до $1000, в Киеве придется оббегать более полудюжины банков. Финучреждения просто отказывают клиентам, ссылаясь то на необходимость доформирования резервов, то на отсутствие гривни.

«На самом деле ситуация куда еще проще — это просто-напросто жадность банков», — рассказывают в НБУ. Хотя регулятор сам поспособствовал такому обострению ситуации. Дело в том, что теперь официальные курсы валют регулятор устанавливает после 12 дня, в то время как банки устанавливают свой курс раз только при открытии отделений. В результате складывается ситуация как вчера, когда официальный курс становится практически на гривню меньшим, чем наличный курс в банках. Им просто не выгодно покупать валюту по завышенному курсу.

«Данная проблема исчезнет через несколько дней, когда стабилизируется межбанк и на рынке не будет таких резких скачков», — уверяет глава набсовета одного из банков.

Чего стоит ожидать от гривни

Ситуация на валютном рынке должна стабилизироваться, подчеркивают аналитики. Уже сейчас курс находится в приемлемых пределах, установленных Минфином – 10,5-11,5 грн./$1.

И это результат не только борьбы со спекулянтами, но и того, что рынок получил позитивные сигналы в виде решения МВФ о помощи Украине. Поддержка Международного валютного фонда, Всемирного банка, Еврокомиссии и других международных организаций, а также активные действия, предпринятые Национальным банком в отношении спекулянтов и конвертационных центров, должны привести к рыночному укреплению гривни, полагает Александр Дубилет.

С ним согласен и начальник отдела анализа и исследований Райффайзен Банка Аваль Дмитрий Сологуб. «Мы считаем, что паника на валютном рынке неоправданная, так как в вопросе получения внешней помощи счет идет на недели, и поступление средств от МВФ, а затем и из других источников, поможет стабилизировать ситуацию. Фундаментально гривня не должна находиться на этих уровнях. По нашим оценкам, равновесный уровень — это 10,50-11,50 грн./$1», — отмечает он.

Если ситуация не будет усугублять конфликт с Россией, то уже на следующей неделе курс может стабилизироваться. Однако, банкиры и эксперты также утверждают, что переход конфликта в военную стадию может быть чреват значительными потерями как для гривни, так и для рубля.

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи