Жизнь за счет банков

2 марта 2012, 8:10
no image

Прошлогодний рост рынка страхования жизни на 30% — следствие восстановления банковского кредитования. Розничное кредитование обеспечит рост лайфового рынка и в этом году, хотя перспективы добровольного долгосрочного страхования жизни, и в особенности продажи в корпоративном сегменте, весьма туманны

По данным Лиги страховых организаций (ЛСОУ), в прошлом году компании по страхованию жизни нарастили свои премии на 30% — до 1,3 млрд. грн. Концентрация рынка осталась очень высокой — 10 из 65 компаний делают практически 90% рынка. Подавляющее большинство этих компаний — с иностранным капиталом (всего таких 28).

Детальнее рассматривая структуру премий лайфовых СК в 2011 г., нужно также обратить внимание на отсутствие роста популярности долгосрочного страхования жизни. По подсчетам ЛСОУ, на накопительное и пенсионное страхование в 2011 г. пришлось около 65% от общего объема премий, в то время как еще в 2006 г. эта доля достигала 91%.

Главным драйвером рынка в прошлом году стало банкострахование (на него пришлось 35% премий). Банкиры активизировали розничное кредитование, которое всегда сопровождается страхованием жизни или имущества заемщика. Хорошие темпы роста продаж показали именно те компании, которые тесно сотрудничают с банками в части продажи Credit Life продуктов.

«На мой взгляд, рынок в 2011 г. вырос главным образом благодаря росту продаж через канал банкострахования и, в меньшей мере, благодаря росту продаж классического страхования жизни»,— говорит зампред правления СК «Ренессанс Жизнь» Андрей Гончаров.

Судя по всему, банковский канал продаж останется главной золотой жилой для лайфовых СК и в 2012 г. При этом, по мнению зампреда СК «ТАС» Ростислава Борисенко, сотрудничество с банками изменится в качественную сторону. «Если раньше банки предлагали страхование жизни, как правило, вместе с кеш-кредитами или ипотекой, то уже сейчас заметна тенденция использования банков как полноценного канала продаж, через который продвигаются классические программы страхования, как рисковые, так и накопительные»,— отмечает эксперт.

По словам директора операционного управления СК «PZU Украина Страхование жизни» Марины Наумовой, в текущем году банкострахование и определенный рост продаж в сегменте физлиц могут обеспечить 10-15%-ный рост рынка. В прошлом году физлица на фоне улучшающейся экономической ситуации более активно инвестировали в страхование жизни. «В нашей компании средний годовой платеж по индивидуальным накопительным договорам страхования в 2011 г. вырос на 20% и составил более 4 тыс. грн.»,— отмечает госпожа Наумова. Соглашается с коллегой член правления СК Fidem Life Светлана Кандыба. «Рынок страхования жизни в разрезе банкострахования и ритейла был недооценен, и сейчас обстоятельства складываются таким образом, что он может продемонстрировать свой рост и привлекательность»,— утверждает она.

Впрочем, в активизацию физлиц на рынке страхования жизни верят далеко не все эксперты. «Наложение последствий глобального финансового кризиса, нестабильности, инфляционных ожиданий, характерных для периодов проведения выборов, появление новых финансовых инструментов (гособлигации для граждан, различные инструменты фондового рынка. — «і») не способствуют заключению новых страховых договоров среди физлиц»,— делится мыслями замдиректора по развитию страхования СК «Ильичевская» Василий Сахацкий.

Абсолютно солидарны страховщики в одном: никаких предпосылок для роста нет у рынка корпоративного страхования жизни. Виной тому очередные законодательные изменения. «Договора страхования жизни, по которым компании формировали для своих сотрудников накопления и предоставляли страховую защиту жизни, здоровья и трудоспособности стали подпадать под действие единого социального взноса. Это делает экономически невыгодным подобные программы на предприятиях»,— рассказывает зампред правления СК «Оранта-Жизнь» Рустам Галиев.

Этими «приятными» новшествами дело не ограничивается. «С изменением налогового законодательства, запрещающего страхователям-предприятиям быть выгодоприобретателями, приостановлен рост долгосрочного корпоративного страхования, нацеленного не столько на социальную защиту работников, сколько на белую оптимизацию»,— дополняет коллегу Василий Сахацкий. В результате, как отмечает Мария Наумова, если в начале 2011 г. корпоративный сектор занимал 20% от общего сбора страховых премий в лайфовом сегменте, то к середине 2011 г. уже 14%, а к началу 2012 г. — и вовсе 10%.

Тем не менее, как полагают эксперты, корпоративный «ступор» все же не остановит общий рост рынка. «Увеличение объемов страховых платежей будет не столь значительным, как это было в предыдущем году. Рост в этом году может составить 10-15%»,— говорит президент ЛСОУ Наталия Гудыма. Дальнейшее развитие рынка, по ее мнению, во многом будет зависеть от оперативности проведения пенсионной реформы и участия СК во втором уровне пенсионной системы, а также запуска продуктов unit-linked (продукты долгосрочного страхования жизни с инвестиционной составляющей) в случае принятия новой редакции закона «О страховании».

Впрочем, если не учитывать банкострахование, то достижения рынка в этом году будут значительно скромнее. «Без учета страхования жизни в потребительском кредитовании можно ожидать 7-8%-ный рост. Он будет обеспечен ростом интереса к пенсионным программам страхования жизни и индексации действующих договоров»,— рассуждает Рустам Галиев.

Расти рынок будет выборочно. В основном за счет первой десятки игроков. «Рынок страхования жизни будет продолжать консолидироваться, и более 80% от общего объема премий будут по-прежнему сконцентрированы в топ-10 компаний»,— полагает Светлана Кандыба. По ее мнению, концентрация рынка в топ-10 будет обеспечиваться за счет узнаваемости брендов этих компаний, большого портфеля лояльных клиентов, а также удобных IT-решений и более диверсифицированной линейки продуктов. «Все так же основной вал платежей по страхованию жизни будут давать два-четыре оператора, в целом и количество СК, работающих на рынке, не изменится»,— подтверждает Наталия Гудыма.

Все статьи