Планетарий стал кинотеатром

29 декабря 2011, 0:10
no image

В Киевском планетарии после реконструкции открылся научно-культурно-развлекательный центр ATMASFERA 360°.

Под куполом планетария, построенного 25 лет назад, кроме образовательных сюжетов, теперь показывают еще и сферическое кино. Вокруг купола диаметром 23 м и общей площадью 830 кв.м. установлены 15 проекторов, «сводящих» единое изображение. Есть игровая зона по самому последнему слову техники и арт-площадка. Персонал ATMASFERA 360° передвигается в скафандрах, потчуют здесь вегетарианской едой, под потолком летают рыбы и пришельцы. В общем, соскучиться сложно.

«ATMASFERA 360°  воплощает в себе то, что раньше можно было увидеть лишь в самых прогрессивных зарубежных музеях или прочесть в статьях иностранных специалистов по арт-маркетингу, — рассказала «i» Елизавета Бельская, PR-менеджер проекта. — Планетарий ведь в какой-то мере является музеем, который выполняет познавательную функцию. Теперь, помимо уникального купольного кинотеатра, в котором стало возможным показывать зрелищные сферические фильмы, появился единственный в Украине бесплатный парк мультимедийных аттракционов. Инновационные технологии, которые преподносят образовательный элемент через игру, психологически более комфортны и правильны, чем привычные учебники. В будущем на базе мультимедиа-парка планируется создать  интерактивный музей занимательной науки».

Новая культурная площадка не собирается ограничиваться образовательными или чисто развлекательными функциями. На днях, к примеру, в ATMASFERA 360° завлекли кинематографическую публику на показ отреставрированного фильма Дзиги Вертова «Человек с камерой».

Экспериментальный фильм Дзиги Вертова 1929-го года демонстрирует различные техники монтажа: покадровая съемка, ускоренная съемка, совмещение двух и более изображений на одном кадре и так далее.  Начинается он титрами-пояснением самого Вертова: «Вниманию зрителей: настоящий фильм представляет собой опыт кино-передачи видимых явлений. Без помощи надписей (Фильм без надписей), без помощи сценария (Фильм без сценария), без помощи театра (Фильм без декораций, актеров и т. д.). Эта экспериментальная работа направлена к созданию подлинно международного абсолютного языка кино на основе его полного отделения от языка театра и литературы».

Современному украинскому зрителю этот фильм интересен также тем, что отражает жизнь «на излете нэпа» именно наших городов — Одессы, Харькова и Киева. И гордиться соотечественникам есть чем. «Человек с камерой» в 2010 г. стал по версии журнала Entertainment Weekly одним из 12 самых влиятельных документальных фильмов, изменивших мир.

Признаться, наслаждаться достоинствами этого фильма было не очень удобно — в жестких креслах, вывернув голову, изображение искажено проекцией на сферический экран. Кресла, правда, пообещали в самом ближайшем будущем сменить и разместить немного выше. Музыкальное сопровождение немого шедевра готовил, как утверждали организаторы, два месяца  DJ Derbastler, но ощущения, что Иван Москаленко, творящий по этим псевдонимом, видел фильм, не возникло. Еще одним странным моментом были финальные титры: «Міністерство культури України, 1929». Хотя желание реставраторов фильма чуток подкорректировать прошлое, в общем, понятно.

Впрочем, задачей вечера было показать не только шедевр Вертова, который во многом определил современное лицо документалистики, но и преимущества и возможности будущего, сферического кино. После «Человека с камерой» прокрутили демонстрационный ролик «кино XXI века» и несколько трейлеров. Правда, удивили цвета флага, который развевался в руках отважного покорителя просторов Вселенной. Российский триколор. Конечно, понятно, Общество сферического кино основано в 2010 г. в Москве, и Киевский планетарий — всего лишь один из сети купольных кинотеатров на базе планетариев из тех, что оно собирается создавать на одной шестой части суши.

Но нам есть чем гордиться. Планетариями с полнокупольной цифровой проекционной системой могут похвастаться далеко не в каждой стране. Четыре компании в мире, две американские, британская и немецкая — монополисты в производстве систем для планетариев. «Это очень дорогая технология, около $10 млн., установить ее могут позволить себе только планетарии с государственным финансированием. В Москве, к примеру, планетарий реконструировался 17 лет. Полгода назад  он был, наконец, оснащен полнокупольной цифровой проекционной системой. А наша фирма, которая занимается нестандартными проектами в шоу-бизнесе, адаптировала свои разработки и создала полностью цифровую систему для планетариев, к тому же на порядок дешевле существующих до сих пор, — рассказал «i» Юрий Костенко, руководитель студии инновационных технологи Front Pictures. — Таким образом, Украина стала четвертой в мире страной-разработчиком цифровых систем для планетариев».

Есть, конечно, опасение, что сферическое кино, так же, как в свое время стереокино, может надолго остаться просто интересной технологией или аттракционом. Зрителю предоставлен слишком малый выбор. К примеру, сейчас в Киевском планетарии на куполе демонстрируется лишь три фильма, а всего Общество сферического кино распространяет около двух десятков лент.

«Кинематографисты часто не имеют доступа к этой технологии, она ведь сконцентрирована в планетариях, — объясняет Юрий Костенко. – Художественных фильмов мало, большинство  существующих пока ближе всего к учебным лентам, потому что их и создают-то технари. Я надеюсь, что мне удалось заинтересовать публику демонстрационными роликами. Мы пригласили кинематографистов также на просмотр фестивальных фильмов, обсудили возможности сотрудничества. Большинство представленных работ — компьютерная графика. Возможно ли создание полноценных игровых фильмов? Множество вопросов не решено — нет пространства кадра, никто пока не знает, как вообще его снимать, это купольное кино. Я считаю, что сейчас такой же магический момент, как сто лет назад, когда создавался нынешний кинематограф. И у нас есть шанс успеть сказать что-то новое, заявить о себе. Украина не должна упустить этот шанс».

Все статьи