А запоминают они их — объекты внешнего мира — по их присутствию, но не по характерным признакам
Ещё 15 лет назад было принято считать, что дети до шести месяцев не способны удерживать в сознании объекты внешнего мира. То есть мама, папа, кошка, стул существуют для младенца вроде бы только до тех пор, пока он на них смотрит. Стоит только родителям исчезнуть из поля зрения, как ребёнок забывает об их существовании. Впоследствии психологи получили возможность удостовериться в обратном: новорождённые всё-таки могут держать в уме окружающий мир. Но что именно они запоминают из увиденного, какие признаки оказываются тут решающими?
Исследователи из Института Джонса Хопкинса (США) в связи с этим решили провести простой эксперимент. Перед шестимесячными младенцами ставили экран, а за экраном показывали треугольник или диск — ребёнок видел треугольный или круглый силуэт. Объекты исчезали, после чего учёные сначала поднимали оба экрана. При этом за первым экраном оказывался либо треугольник, либо диск, либо вообще ничего. То же самое происходило и со вторым экраном, только диск заменяли треугольником.
Реакция детей была следующей: ожидаемые объекты они воспринимали как должное; если диск вдруг меняли на треугольник, а треугольник на диск, это тоже воспринималось без удивления. Зато исчезновение объекта вызывало у детей сильнейший интерес. Результаты эксперимента опубликованы в журнале Psychological Science.
Полученные данные учёные объясняют следующим образом: младенцы вообще не запоминают признаки объектов, окружность или треугольник: им всё равно. Однако они помнят сам факт наличия объекта. Можно сказать, что в мозгу отражается (запоминается) не сам объект, а указание на него, на то, что он должен быть.
Возможно, до какого-то момента ребёнок не отличает отца от матери, а просто помнит присутствие некоего обобщённого родителя. Хотя не исключено, что сложность объекта и то, как ребёнок взаимодействует с ним, имеют отдельное значение, и свои игрушки дитя помнит как-то иначе, чем посторонние ему треугольник и диск в эксперименте. Так или иначе, эти результаты проливают свет на процессы формирования памяти у человека и могут быть весьма полезны не только в вопросах воспитания и формирования детской психологии.