До 9 октября в «Мистецьком арсенале» проходит выставка работ фотографа Игоря Гайдая «Вместе. UA». В этом фотопроекте, по словам художника, он пытается исследовать феномен коллективной энергии, взаимодействия личности и коллектива, социальных связей. Насколько это у Игоря Гайдая получилось, можно оценить, познакомившись с 30 панорамными черно-белыми снимками впечатляющего формата
Над серией работ «Вместе. UA» Игорь Гайдай работал более восьми лет. Временами фотограф презентовал общественности отдельные снимки, часть проекта даже вывозил на выставки в Великобританию и Францию, где получил много позитивных отзывов. Сейчас же он посчитал проект практически завершенным и представил его на суд публики в, пожалуй, наиболее подходящем для этого пространстве — «Мистецьком арсенале».
Начался же проект с фотографии поваров одной из украинских сетей ресторанов, и хотя этот снимок во «Вместе. UA» как раз и не вошел, он-то и вдохновил Игоря Гайдая на создание проекта. «Я выбираю не просто толпу, а людей сплоченных,— отмечает фотограф,— людей, которые связаны между собой какой-то конструктивной идеей, которая и превращает их из обычной толпы в коллектив. Когда такое количество людей собирается вместе, они излучают мощную энергию, ее-то мне и хотелось передать с помощью снимков». А идеи самые что ни на есть разные: будь то добыча угля на шахте Глубокой, празднование свадьбы в Шешорах, марш президентского полка на плацу, строительство дрожжевого завода или стадиона «Олимпийский» и т.п. Каждую выставленную работу сопровождает короткий авторский текст о том, когда и где она была снята, а также благодаря или вопреки каким обстоятельствам. В некоторых случаях именно этот текст и превращает отдельный снимок в целую историю.
Несмотря на заявленный исследовательский потенциал, представленные работы чрезвычайно похожи на традиционные семейные портреты (когда вся семья усаживалась перед фотографом, старики — на стульях, малыши — на скамейках), пользовавшиеся особой популярностью и авторитетом в начале ХХ ст. Однако с той лишь разницей, что вместо ячейки общества на них запечатлены более многочисленные «семьи» — коллективы заводов, шахт, военных полков и т.д. из разных регионов. В итоге получился своеобразный семейный портрет целой страны (для завершенности разве что не хватает представителей сельского хозяйства). На фотографиях сотни улыбающихся и хмурых лиц, молодых и покрытых морщинами, начальников и подчиненных (при этом разобрать кто есть кто невозможно — все в равных условиях). Некоторые фотографии интересны исключительно в рамках данного проекта, или как документальный факт, или же особо дороги тем людям, которые на них запечатлены. Но есть в серии и абсолютно самостоятельные снимки, которые и без поддержки общей концепции несут в себе определенный потенциал и могут стать частью коллекции.
Не в последнюю очередь впечатляет проект и масштабом проведенной организационной работы. Как удалось фотографу объяснить руководителям предприятий необходимость собрать в одном месте сразу несколько смен рабочих? Почему они должны ради фотографирования остановить рабочий процесс, например, на гигантском заводе? «Сперва я наметил кое-какие коллективы, которые хотел снять. Потом долго договаривался, некоторые соглашались сразу, других приходилось уговаривать,— рассказывает Игорь Гайдай.— Например, если руководство шахты Глубокая сразу пошло мне навстречу, то как объяснить шахтерам, зачем им 40 минут ждать окончания смены коллег, зачем им еще 1 км идти пешком до места съемки? Но я им очень благодарен за это, этот снимок — один из моих наиболее любимых». Легче всего, по словам фотографа, было работать с президентским полком — там дисциплина безукоризненная, и это единственный снимок, на котором весь коллектив смотрит в кадр. Если к одним съемкам Игорь Гайдай готовился по полгода и дольше, то другие — обыкновенная удача оказаться в нужное время в нужном месте, как это было, например, со свадьбой на 400 гостей в Шешорах.
Еще одна немаловажная особенность заключается в том, что Игорь Гайдай практически никогда не расставлял людей на своих снимках, каждый из них сам выбирал, где ему встать. «Я никогда никого не ставлю, всегда жду, когда каждый член коллектива сам займет свое место»,— комментирует автор. Именно благодаря тому, что каждый из участников съемки сам выбирал себе место, работа «Шахта Глубокая», 2006 г., приобрела дополнительный смысл и измерение. При каждой съемке господин Гайдай делал всего четыре дубля на широкоформатную пленочную камеру, а потом из этих четырех выбирал лучший. Чтобы поместить такое количество людей в кадр, фотографу приходилось заказывать кран или же строить специальные подъемные площадки и т.д. Поэтому и себестоимость проекта довольно высока. «По моим самым скромным подсчетам, на его реализацию было потрачено не менее $200 тыс.,— отмечает господин Гайдай.— Иногда мне помогали спонсоры, но большая часть средств мои». Стоимость представленных работ варьируется от $6 тыс. до $10 тыс. Каждой фотографии существует не более шести копий формата 3 м и по 10 копий формата 180 см на 60 см. По итогам фотосъемок, проходивших по всей Украине, также издан настольный альбом.