Сказки Русского музея

no image

Накануне нового года в киевском Национальном музее русского искусства при поддержке посольства Российской Федерации в Украине открылась выставка «Сказка. Баснь. Кощуна», отражающая непреходящее внимание к волнующим ценностям старорусского былинного творчества в воплощении корифеев изобразительного жанра

«В основу идеи проекта положена задача представить лучшие образцы художественного отображения сюжетов русской народной сказки, вдохновлявших многих живописцев, зачастую совершенно разных по уровню мастерства и мировоззрению, в течение целого столетия с 1880 до 1980-х годов и выразившегося в синтезе искусств,— рассказывает куратор Татьяна Кочубинская.— В их числе известные графики и художники сцены, и даже мультипликаторы. Выставка «Сказка. Баснь. Кощуна» раскрывает феномен сказки, заключающийся в том, что интерес к ней никогда не угасает. И в наши дни она продолжает волновать творческие личности».

Весь первый этаж исторического здания на Терещенковской улице отдан сегодня под обширную экспозицию, где представлено более чем 150 полотен, графических листов, скульптур, предметов декоративно-прикладного искусства, эскизов к костюмам и театральных декораций, а также сами костюмы. На тематической выставке удалось собрать прекрасные произведения таких мастеров, как Иван Билибин, Михаил Врубель, Гюнтер Рейндорф, Татьяна Маврина, симпатичные акварели Лейба-Хаима Розенберга, больше известного под именем Леона Бакста, и работы многих других сильных художников, нашедших вдохновение в сказочно-мифологическом жанре. Показать их все в одном месте и в одно время удалось благодаря умелому сотрудничеству киевского Русского музея с девятью украинскими музеями-партнерами. Так, сокровища из своих коллекций предоставили Национальный художественный музей Украины, Киевский музей им. Александра Пушкина, Музей театрального, музыкального и киноискусства Украины, Национальный музей украинского народного декоративного искусства и другие. Уникальные холсты, несколько необычные для традиционного восприятия творчества Николая Рериха, показывает Горловский художественный музей.

Однако центральным и задающим тональность всему проекту стало великолепное грандиозное полотно Виктора Васнецова «Три царевны подземного царства» размером 164×297 см из собрания Киевского национального музея русского искусства. Известно, что картину художнику в 1880-1881 гг. заказал известный купец, предприниматель и меценат Савва Мамонтов в числе трех холстов для украшения залов правления «Донецкой каменноугольной железной дороги». Речь шла о мамонтовской дороге — Донецко-Мариупольской, которая вошла в строй в 1882 г., связав Донецкий угольный бассейн и Мариупольский порт. Савва Иванович хотел, чтобы перспективы этой магистрали были раскрыты в соответствующих картинах-символах. Три картины-панно — «Битва русских со скифами» (прошлое донецкого края), «Три царевны подземного царства» (богатство донецких недр) и «Ковер-самолет» (образ новой магистрали, символ новых скоростей), написанные в результате Васнецовым, со временем стали классическими. Картина «Три царевны подземного царства» олицетворяет богатство недр Донбасса, для чего немного изменена версия оригинальной русской народной сказки, положенной в основу сюжета. В ней говорится, как крестьянский сын Иван, спустившись под землю, нашел там царства золота, драгоценных камней и железа (так в первооснове, а в картине — каменного угля) и вывел на землю трех царевен этих царств. Васнецов представил их в роскошных убранствах, символизирующих богатства земли. Они вышли из подземного царства и словно окаменели. Поражает искусная проработка их одеяний, недаром Васнецов знаменит как великолепный знаток и мастер орнаментов. Никаких событий в картине не происходит, но царевны, их наряды написаны с таким живописным мастерством, что рассматривать их можно бесконечно. Совершенно очевидно, что художник искал идеал женской красоты, который он нащупал в образе третьей, младшей царевны, «черненькой», как назвал ее Аполлинарий Васнецов, побывав на IX выставке передвижников. Однако погрязшие в рутине косные чиновники — члены правления ДЖД, восприняли произведения Васнецова на сказочную тему неуместными для служебных помещений. «Царевен» купил брат Мамонтова, а «Ковер-самолет» приобрел сам Савва Иванович и украсил им столовую своего дома…

В 1884 г. Виктор Васнецов создает еще один вариант картины «Три царевны подземного царства», значительно более яркий и многозначительный, немного изменив при этом композицию и колорит; руки царевны каменного угля теперь лежали вдоль тела, что придало фигуре спокойствие и величавость. Холст очаровал Ивана Терещенко, который и приобрел работу. Именно ее можно ныне увидеть в специализированной экспозиции проекта «Сказка. Баснь. Кощуна». В числе ярчайших находок выставки — подборка отличных книжных гравюр Гюнтера Рейндорфа, знаменитого эстонского советского графика, книжного иллюстратора, члена-корреспондента Академии художеств СССР, в 1969 г. удостоенного звания Народного художника. Он создал эскизы эстонских банкнот и первых советских денежных знаков, став автором проекта государственного герба РСФСР (июль 1920 г.). Гюнтеру Рейндорфу принадлежит и авторство рисунков почтовых марок первого и второго стандартных выпусков Советской России — «Символы рабочего труда» («Молот и наковальня»), «Символы науки и искусства», а также третьего стандартного выпуска РСФСР «Рука рабочего с молотом на фоне промышленного пейзажа», которые хорошо знакомы каждому серьезному филателисту.


Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи