Последний день августа будет вписан в историю как дата официального завершения военной миссии США в Ираке
Накануне президент США Барак Обама выступил с обращением, где сообщил о выполнении своего предвыборного обещания. Теперь Вашингтон целиком и полностью может сосредоточиться на Афганистане, который давно принял на себя основное внимания стран — членов НАТО.
Сегодня вице-президент США Джо Байден, находясь в Багдаде, возглавит церемонию смены военного командования. Вчера он уже провел переговоры с представителями иракского руководства. Американская сторона в который раз старалась подтолкнуть иракцев к формированию нового правительства и выходу из политического тупика, в котором страна оказалась после неоднозначных выборов 7 марта.
В свою очередь, премьер-министр Ирака Нури аль-Малики уверен, что с уходом американских войск из страны независимость Ирака можно считать восстановленной. По его словам, страна «готова самостоятельно бороться со всеми угрозами как внутренними, так и внешними».
Американская армия уже не участвует в боевых операциях в Ираке — 19 августа из страны вывели последнее американское боевое подразделение. Теперь военную миссию Пентагона «Иракская свобода», ранее именованную как «Шок и трепет», заменят гражданские миссии под общим названием операция «Новый рассвет», где главенствующую роль будут играть американские дипломаты. С 1 сентября в стране останутся лишь 50 тыс. американских военнослужащих, которым не будет разрешено проведение военных операций, за исключением случаев, когда на то будет специальный запрос с иракской стороны или в сопровождении иракских сил. В течение следующих полутора лет они будут задействованы в программах по обучению, консультированию и оснащению иракских вооруженных сил, защите различных объектов и в проектах по восстановлению иракской экономики. Полный вывод американских войск намечен на конец 2011 г.
Война в Ираке началась в 2003 г., хотя первые предположения о возможной операции против этой страны появились в СМИ сразу после террористических атак 11 сентября 2001 г. Формальным поводом послужила информация ЦРУ о наличии в этой стране запасов оружия массового поражения, впоследствии так и не нашедшая подтверждения. После того как был свергнут режим Саддама Хусейна, война приобрела партизанский характер, при этом периодически в различных городах против сил коалиции вспыхивали вооруженные восстания. Конец войны также не принес стабильности в регион. Теракты в стране продолжаются, а за готовность иракской армии поддерживать безопасность своими силами пока никто не может поручиться.
В целом военный конфликт обошелся Вашингтону в $1 трлн. За годы кампании погибло 4,415 американских солдат, силы коалиции, в которую входило 49 стран, потеряли 317 военнослужащих. Боевые ранения получили около 32 тыс. человек. Потери среди гражданского населения, по разным данным, составляют от 100 тыс. до 1 млн. Для Вашингтона война стала политическим и стратегическим провалом исторического масштаба — им не только не удалось реализовать цель создания стабильного демократического общества в Ираке, но и оправдать официальную причину вторжения. В то же время эксперты подчеркивают, что, разыгрывая карты межконфессиональных и межэтнических противоречий, американцы сумели предотвратить возникновение национального движения сопротивления и унизительный вывод войск по вьетнамскому сценарию.
Между тем большинство аналитиков придерживаются больше неофициальной версии причины войны в Ираке, а именно — это попытка захватить нефтяные месторождения. «Грустно, что считается неудобным, с политической точки зрения, признавать то, что все и так знают: иракская война велась в основном из-за нефти»,— написал в книге мемуаров экс-глава Федеральной резервной системы США Алан Гринспен. Однако и эту задачу американцам не удалось выполнить в полном объеме. Хотя после войны Ирак все же стал частью мирового рынка торговли нефтью и нарастил добычу, цены на черное золото, начиная с 2003 г., стремительно росли из-за постоянной нестабильности в регионе, что в свою очередь ударило по карману многих американских потребителей. Впрочем, тогда в выигрыше оказались американские нефтяные компании.
Сегодня право на добычу иракской нефти получили американские компании Occidental и Exxon, британские Shell и British Petroleum, российские Gazprom и Lukoil, итальянская ENI, французская Total, норвежская Statoil, турецкая TPAO, китайская CNPC, корейская KOGAS, а также малайзийская Petronas.