Вчера Кабмин и парламент в очередной раз сошлись в битве за бюджет. Министры и депутаты никак не договорятся по вопросам финансирования АПК и местного самоуправления, подсчета средств от приватизации, формирования налоговой базы и стабилизационного фонда. Угрожая отставкой кабинета Юрия Еханурова, они, вопреки положениям Бюджетного кодекса, вернули проект основного финансового закона на доработку с требованием к повторному второму чтению учесть все пожелания профильного комитета.
Еще в понедельник и.о. председателя бюджетного комитета Верховной Рады Людмила Супрун прочила, что госбюджет на следующий год будет принят вовремя. Как того требует Бюджетный кодекс — к 1 декабря. На это министр финансов Виктор Пинзеник только улыбался в усы, намекая, что хорошо бы это случилось до конца года… Во вторник ситуация изменилась. Депутаты преодолели вето Президента и продлили на год срок действия льгот для сельхозпроизводителей, чем ввели правительство в состояние шока. Кабмин был поставлен перед необходимостью изыскать еще 4,1 млрд. грн., а перед министром АПК Александром Барановским замаячила перспектива увольнения.
Депутаты потребовали, чтобы перед голосованием за проект бюджета премьер отчитался о работе Кабмина за 11 месяцев. Тут же поползли слухи о возможной отставке правительства. Согласительный совет, состоявшийся вечером накануне голосования, закончился ничем: министерские чиновники и депутаты решили, что всем будет лучше, если бюджет в четверг не примут. По некоторым сведениям, переговоры «групп по интересам» продолжались и ночью. Обсуждалась, в основном, премьерская судьба Юрия Еханурова. Утром в кулуарах депутаты «мимо диктофона» рассказывали о комбинации, которую якобы задумали фракции Партии регионов и БЮТ при поддержке КПУ и негласном «одобрямсе» спикера. Ее суть — после принятия бюджета отправить в отставку правительство. Отягощенные приставкой «и.о.» министры станут более сговорчивыми. А с 1 января 2006 г. со вступлением в силу Конституционной реформы их можно будет отправить в отставку, назначив нового премьера и сформировав свой состав КМ. Конечно, никто из «заговорщиков» этой версии официально не подтвердил. Председатель Верховной Рады Владимир Литвин в кулуарах заявлял, что отставка правительства сейчас никому не выгодна: пропрезидентские силы не хотят «раскачивать» ситуацию накануне выборов, а оппозиция заинтересована в работе Кабмина как минимум до февраля. Дабы потом списать на него все промахи с бюджетом и обвинить в провале «газовых переговоров».
Вызванное на ковер правительство явилось в ВР в полном составе. Премьер весьма бодро рапортовал о том, как КМ исправляет ошибки старого правительства. Обещал, что в следующем году рост ВВП составит 7%, промышленного производства — 9,5%, а доходы граждан увеличатся на 11,9%. И заверял, что министры готовы согласиться со всеми требованиями бюджетного комитета ВР, кроме размера дефицита.
Дать оценку премьерскому спичу депутаты не смогли: положенного количества голосов не набрало ни одно из постановлений. Скорее всего, парламент согласится с прозвучавшим из зала предложением и поставит правительству оценку после того как примет бюджет-2006. Посадив таким нехитрым образом КМ на крючок, депутаты, в нарушение Бюджетного кодекса, вернули правительственный вариант бюджета на доработку с требованием в недельный срок привести его в полное соответствие с пожеланиями профильного комитета. Парламентская удавка на горле правительства затянулась. Теперь министры будут вынуждены пойти на поводу у депутатов и согласиться со всеми их требованиями. В том числе увеличить дефицит госбюджета до «угрожающих», по определению г-на Пинзеника, размеров: с 2,5% до 3,1% ВВП (по методологии МВФ — до 4,4%. — Авт.).
И.о. председателя бюджетного комитета уверена, что проблема не в величине дефицита, а «в наличии реальных источников его покрытия». Г-жа Супрун считает, что таковые есть, но правительство их «не показывает». Так, по ее словам, правительство злонамеренно сократило показатель поступлений от приватизации с 8,1 до 2,1 млрд. грн. Только «Укртелеком» будет продан не менее чем за 1,7 млрд. грн., уверена она.
А меж тем в следующем году с молотка пойдут еще как минимум два крупных государственных предприятия: Никопольский завод ферросплавов и Одесский припортовой завод. На повестке дня остается и реприватизация активов Никопольского южнотрубного завода, принадлежащих сейчас Виктору Пинчуку. Из полученных от приватизации средств, оставшихся после покрытия дефицита бюджета, правительство планировало создать стабилизационный фонд.
Как пояснил г-н Пинзеник, чтобы не повторялись бензиновый, зерновой или хлебный кризисы. Парламентарии же требуют вложить эти деньги в ценные бумаги и за счет полученных процентов инвестировать в приоритетные программы.
А еще правительству придется согласиться с требованиями парламентариев и не снижать налоговую нагрузку. Напомним, самые жаркие баталии велись по поводу возможности отмены таможенных сборов, уменьшения сбора с покупки валюты и начислений на фонд оплаты труда (ФОТ). КМ доведется увеличить финансирование местных бюджетов. И не на 2 млрд., как планировали министры, а на 4 млрд. грн., которые затребовали парламентарии.
Напомним, что ко второму чтению правительство согласилось увеличить финансирование местных бюджетов до 5,8 млрд. грн. Людмила Супрун заявила, что этого мало.
По ее словам, из названной суммы только 2 млрд. грн. пойдет на делегированные полномочия, а их хватит только на зарплату. Остальные 3,8 млрд. направляются «на зачеты» (например, за их счет погашаются долги перед «Нефтегазом», который этими же деньгами рассчитывается с государством по налогам. — Авт.) или на такие программы, как строительство метрополитена (метро есть только в четырех городах Украины. — Авт.).
Поэтому, по словам и.о. председателя бюджетного комитета, на нужды местных бюджетов следует выделить 7,8 млрд. грн. «На закуску» депутаты потребовали от правительства увеличить дотации АПК с 6,75 до 9,25 млрд. грн. и пересмотреть программы финансирования села, чтобы не «распылять средства».
После таких правок парламент готов принять бюджет во втором чтении. Это, по словам г-на Литвина, состоится 13-го или 14 декабря. В целом же страна имеет шанс получить основной финансовый закон к 31 декабря. Посему у правительства есть шанс «дожить», по крайней мере, до Нового года.