Вчера открылась последняя сессия парламента этого созыва. Вопреки ожиданиям, «заглавная» речь председателя Верховной Рады оказалась не столь жесткой, каким был спич, произнесенный им во время закрытия сессии весенней. Хотя поводов для резкостей было предостаточно. Полтора каникулярных месяца исполнительная власть активно продуцировала скандалы: экономические (нефтяной, сахарный, зерновой, ревальвационный плюс пачка реприватизационных) и политические (отставка госсекретаря, председателя НТКУ, зампреда НБУ). А также опробовала методы подчинения себе власти исполнительной: Раду обвиняли в саботаже и «выкатывали» ей ультимативные требования (н-р, о формировании большинства или повышении проходного барьера). Г-н Литвин об этом не забыл.
За день до открытия сессии, 5 сентября, на согласительном совете загоревшие и посвежевшие депутаты обнимались, поздравляя друг друга «с началом нового учебного года». Спикер Владимир Литвин не без гордости оглашал «учебные планы»: нужно рассмотреть 734 вопроса, которые касаются более 1000 законопроектов. Депутаты соглашлись, наверняка понимая, что этому не суждено сбыться: на носу выборы и вступление в силу позиций Конституционной реформы. К тому же нужно принять бюджет, пакет законов по ВТО, а также решить пару десятков вопросов по приватизации и реприватизации. В общем, не до мирного труда.
Чтобы не провоцировать драк «стенка на стенку» в первый день работы сессии, вопросы ВТОшные поначалу даже сняли, но потом вернули «взад» (см. стр. 3.). Поэтому 6 сентября в сессионный зал народные избранники шли уже как на ратное поле.
Спикера слушали внимательно, не срываясь на аплодисменты. Ведь от его личной позиции во многом зависит парламентский мир и благополучная работа правительства, члены которого во главе с первым вице-премьер-министром Анатолием Кинахом почтили Раду своим присутствием. На удивление Владимир Литвин был сдержан. То есть сдержано критиковал власть. Прежде всего в политической нестабильности, которая является результатом «генерации расколов, центробежных сил, противостояния и конфликтов». Видимо, не без намека на июльские события (тогда Кабмин принял обращение к парламенту, в котором обвинил депутатов в саботаже правительственных решений. — Авт.), спикер рекомендовал парламенту «ежедневно демонстрировать конструктивный диалог с Президентом и КМУ». Тем паче, что Рада вот-вот завершит «восхождение на позиции, свойственные высшему представительскому органу». То есть со следующего года, когда страна станет парламентско-президентской республикой, «большинство начнет формировать правительство, а не наоборот». Но если исполнительная власть очень настаивает на немедленном формировании парламентского большинства (эти требования высказывали Президент и премьер. — Авт.), то, с легкой издевкой пообещал спикер, он обязательно поставит этот вопрос на голосование, результаты которого станут «своеобразным вотумом доверия» правительства. Читай: «недоверия». Поскольку шансов «сколотить» большинство у власти фактически никаких.
С неприязнью г-н Литвин (он же — лидер Народной партии, рейтинг которой едва «перешагнул» 4%) высказался и по поводу повышения проходного барьера до 5-7%. Поскольку подобная инициатива нарушает прошлогодние политические договоренности, он даже потребовал «вернуться к практике проведения «круглых столов» с участием представителей международных организаций, которые выступали посредниками в урегулировании политического кризиса». Чтобы власти впредь не повадно было «рушить консенсусы». Однако, по мнению большинства политиков и политологов, вряд ли это кого-то напугает. Разве что европейские лидеры вообще перестанут заезжать в страну, — заметил «ЭИ» нардеп Степан Гавриш.
Поругал спикер новую власть и за кадровую политику. По его мнению, «оранжевые» «недалеко ушли от средневековья», только тогда «победитель получал как приз территории и население, а сейчас — право на руководство территориями и людьми». Не ограничившись этим, г-н Литвин провел параллель между НСНУ и КПСС: «Раньше нельзя было занимать посты без членства в партии. Сейчас чиновникам все чаще намекают, что без опартиевания у них нет будущего». Пустое, — отмахнулся от этих обвинений представитель НСНУ, нардеп Борис Беспалый. «Во многих структурах исполнительной власти у нас полный партийный винегрет. Только к высшим чиновникам такое требование — это политические посты», — парировал он в кулуарах.
А вот с бюджетными замечаниями спикера о том, что «социальный аспект» нужно подкреплять «продуманной экономической политикой», г-н Беспалый согласился. Однако говорит, если г-н Литвин со своей партией не примет предложение Президента и не вступит в коалицию, то нормального госбюджета не принять: политическое противостояние помешает. Депутаты уверены, что в любом случае бюджетом развития «предвыборному» госбюджету-2006 стать не суждено. Гиперсоциальный и популистский, так описывает его нардеп Дмитрий Святаш: «Бюджет развития предполагает какие-то преференции производителю, инвестирование, налоговые каникулы. Их при такой социальной нагрузке не будет». Деньги на «социалку» правительство намерено «добывать», в частности, перепродавая предприятия. «Сейчас реприватизации может быть подвержена та собственность, которая никогда и не была приватизирована», — уверен г-н Святаш. Он полностью разделяет опасения Владимира Литвина в том, что «излишняя деолигархизация может свестись к появлению новых «семей» сверхновых олигархов.
А поэтому, по словам спикера, Рада «должна обеспечить реализацию государстсвенных сценариев развития событий, если нужно — создавать их, исключив возможности навязывания стране каких-то других планов». В том числе и во внешней политике. В которой отношения с США и Евросоюзом нужно строить на не менее прагматичных условиях, нежели с Россией, демонстративное отстранение от которой «не прибавляет веса Украине».