Резкая и неожиданная ревальвация гривни — тема номер один в жизни страны на прошлой неделе. Большинство украинцев теряется в догадках, что же будет с курсом дальше и что им делать со своими сбережениями. Своим видением ситуации на валютном рынке с «ЭИ» поделился председатель правления банка «Финансы и Кредит» Владимир Хлывнюк.
— Владимир Григорьевич, по Вашему мнению, чем было вызвано столь резкое падение курса доллара на минувшей неделе?
— Ну уж точно не процессами в экономике. Мне кажется, такой курс — это результат давления правительства на Нацбанк. Возможно, правильного давления. Опустили и все. Медленное опускание курса — это опасная игра на нервах общественности, которая не замедлила бы удариться в панику. Люди опять побежали бы снимать свои валютные депозиты и сбывать доллары. Экспортеры не вводили бы свою валютную выручку, а импортеры приостановили бы закупки товара. А резким снижением курса этих процессов удалось избежать. Хотя сейчас валютного рынка нет — психологически никто еще не готов продавать валюту по установившемуся курсу. Но в ближайшие дни привыкнут, и все вернется на круги своя.
— А пока не привыкли, вклады изымают?
— Нет. Хотя, признаюсь, мы ожидали именно такого развития событий после обвала доллара.
— Стоит ли ждать дальнейшего изменения курса?
— По моему мнению, до конца года курс уже не будет меняться. Ведь бюджет очень многое выиграл от укрепления курса гривни. Это удешевление обслуживания внешнего долга, снижение стоимости энергоносителей и любых других импортируемых товаров. Хотя, как я уже говорил, в соотношении 5 грн./$1 нет экономики. Только политика. А она, как известно, особа переменчивая.
— В какой же валюте теперь будут хранить свои сбережения украинцы?
— Безусловно, сегодня основное средство накопления населения — это доллар. Очень немногие — местные «рантье» — работали с гривней. Сейчас, потеряв вследствие укрепления гривни 8% своих долларовых сбережений, люди начнут вкладывать свободную гривню в евро. Это чисто психологический фактор. Смотрите, на вопрос, на сколько по отношению к гривне упал евро, вам практически никто из обывателей не ответит.А вот на сколько снизился курс доллара к гривне — знают практически все. Следовательно, в подсознании у людей появится ощущение того, что евро — это «хорошая валюта», доллар – «плохая». При этом можно лишь предположить, что в краткосрочной перспективе курс доллара против евро будет находиться в коридоре $1,3 -1,4 /EUR1. Более глубокие прогнозы делать не берусь.
— А как, по Вашему мнению, в условиях инфляции будет осуществляться курсообразование, когда НБУ «забьет» золотовалютные резервы «под завязку»? Ведь по убеждению правительства, сейчас наращивание денежной массы — смертный грех…
— Минфин и Нацбанк будут более активно проводить стерилизацию гривни на рынке. В этом ключе можно предположить, что Минфину придется отказаться от практики продажи ОВГЗ только нерезидентам. И повышать ставки по своим займам, чтобы привлечь резидентов. Думаю, будет и дальше увеличиваться процентная ставка по депозитным сертификатам НБУ. Кроме этого, я прогнозирую дальнейшее ужесточение требований по обязательному ежедневному резервированию для банков.
— Как отразится ревальвация гривни на депозитном рынке?
— Очевидно, что депозиты население сейчас будет размещать преимущественно в гривне. С одной стороны, это позволит банкам понизить процентные ставки по гривневым депозитам. С другой — вызовет дефицит долларовых пассивов у банков. Из-за этого ставки по депозитам в валюте в ближайшее время понижаться не будут.
— Проиллюстрируйте процесс в цифрах…
— Нас (вернее, нас. – Авт.) ожидает достаточно плавное снижение ставок по депозитам в гривне. К маю пройдет первая волна — снижения среднегодовых гривневых ставок до 14% годовых. Летом, как обычно, будет дефицит пассивов и ставки «замрут». А к осени снижение их уровня продолжится и остановится на уровне 10-12% годовых.
С осени начнется падение ставок и по валютным вкладам. Несмотря на ревальвацию, доверия у населения к гривне как средству сбережения не будет (инфляция, знаете ли. – Авт.). Как только люди психологически свыкнуться с курсом 5 грн./$1 — тогда в банковскую систему опять придет поток валютных вкладов. Дефицит валюты в пассивах банков исчезнет. И это даст нам повод понижать процентные ставки по валютным вкладам. Можно предположить, что уже к концу года валютный депозит будет стоить 6-7% годовых.
— Изменится ли при этом банковская маржа?
— Я уверен, что этот показатель останется незыблемым — стоимость депозитов всегда будет отличаться от стоимости кредитов на пару процентных пунктов (4-7%. — Авт.).
— Но многие банки уже сейчас предлагают длинные гривневые кредиты под 14% годовых. А депозитные ставки пока не снижались…
— Такая ситуация возникла потому, что сейчас на стоимость кредитов давит избыточная ликвидность банковской системы. Мы все были бы рады резко опустить стоимость депозитов. Но это приведет к потере части клиентов, которые очень тяжело «возвращаются». Эти опасения привели банковскую систему к сверхликвидности. За что мы теперь и расплачиваемся снижением своих доходов. Но это — временно.