Нижняя палата Конгресса США одобрила законопроект о реформе системы финансового регулирования в США, самой масштабной со времен Великой депрессии
Палата представителей одобрила реформу, предполагающую создание новой структуры, которая будет осуществлять мониторинг потребительских банковских транзакций, и наделяет правительственные органы новыми полномочиями, позволяющими дробить компании, банкротство которых представляет угрозу для экономики. Законопроект призван усилить контроль за финансовым сектором, с тем чтобы отслеживать подозрительные действия и на ранних этапах не допускать реализации мошеннических инвестиционных схем.
Администрация президента Обама очертила основные положения реформы финансового регулирования, разработанной секретарем казначейства Тимоти Гайтнером и главой национального экономического совета Лоуренсом Саммерсом в июле. Для вступления в силу законопроект о реформе должен еще утвердить Сенат — верхняя палата Конгресса. Эксперты полагают, что Сенат рассмотрит законопроект не ранее начала следующего года.
Новое правительственное агентство будет следить за работой банков с физлицами, изучать системные риски для экономики и контролировать компании, составляющие кредитные рейтинги. Новый орган получит право ликвидировать и разделять те компании, работа которых угрожает стабильности экономики. Потери, связанные с такими мерами, должны будут возмещать не налогоплательщики, а держатели акций и кредиторы.
Важная роль отводится Федеральной резервной системе (ФРС), которая получит полномочия по надзору за всеми крупными финансовыми учреждениями. Изначально авторы реформы рассматривали возможность сделать ФРС единым регулятором финансовой системы. В то же время предлагается ограничить деятельность ФРС таким образом, чтобы она могла использовать свои возможности только после получения письменного одобрения секретаря казначейства.
Реформа коснется и других финансовых регуляторов. Управление по надзору за сберегательными учреждениями, которое регулирует сбережения банков и некоторых крупных небанковских холдинговых компаний, вероятно, будет упразднено. А Федеральная корпорация страхования депозитов (FDIC), которая регулирует деятельность небольших банков, сохранит свою роль благодаря интенсивной лоббистской кампании в Конгрессе США ее председателя Шейлы Бейр.
Правительство планирует создать новый потребительский регулятор — агентство по надзору за розничными продуктами, которое займется регулированием рынков кредитных карт и ипотеки. Инвестиционные продукты, в том числе и паевые инвестиционные фонды, останутся в ведении Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC). Таким образом с учетом нового розничного регулятора число надзорных ведомств останется прежним.
Предусмотрены меры по контролю над деривативами. В настоящее время объем этого рынка оценивается в $600 трлн. При этом авторы реформы решили отказаться от планов объединить SEC с Комиссией по торговле товарными фьючерсами (CFTC), которая регулирует торговлю деривативами.
Одобрение реформы палатой представителей было нелегким. В поддержку законопроекта выступили 223 конгрессмена, против — 202. Реформу в полном составе не поддержали все республиканцы, а также 27 демократов. Лидер республиканцев Джон Бойнер заявил: «Все мы признаем, что наша система финансового регулирования несовершенна. Но я считаю, то, что предлагают в этом проекте демократы, находится за гранью всякого воображения». Республиканцы утверждают, что законопроект вводит чрезмерный государственный контроль финансового сектора и создает льготные условия для компаний, которые считаются слишком большими, чтобы позволить им обанкротиться. Они готовы перенести сопротивление реформе в Сенат.
Секретарь казначейства США Тимоти Гайтнер уверяет, что правительство готово продолжать «тесное взаимодействие» с Конгрессом для «укрепления ключевых положений законопроекта в ходе его продвижения к окончательному принятию». За оптимистичной формулировкой скрывается тот факт, что наиболее радикальные положения программы реформ, предлагаемой правительством, были частично выхолощены.