Таджикистан хочет взимать с России мзду за размещение военной базы
Таджикистан решил последовать примеру других стран бывшего СССР и перевести военно-техническое сотрудничество с Россией в коммерческое русло. А именно — потребовать $300 млн. в год за размещение 201-й базы на его территории. Кроме того, ограничить и взять под контроль находящуюся там военную технику и оружие.
В октябре состоится рабочий визит в Москву президента Таджикистана Эмомали Рахмона, в ходе которого будет подписано новое соглашение по статусу 201-й российской военной базы, дислоцирующейся в республике.
Слухи о том, что таджикские власти хотят пересмотреть формат военных взаимоотношений с Кремлем, появились в конце июля, когда в Душанбе гостил президент России Дмитрий Медведев. Президенты тогда дали поручение проработать вопрос об условиях функционирования 201-й базы.
В минувшую пятницу, 11 сентября этот вопрос обсуждали в Душанбе министр обороны России Анатолий Сердюков и глава внешнеполитического ведомства Таджикистана Хамрохон Зарифи. Стороны обсудили внесение изменений в межправительственные соглашения о составе и организационно-штатной структуре 201-й военной базы — об объектах недвижимости, количестве и границах земельных участков, отведенных под нее. Впрочем, принципиального решения по 201-й российской военной базе принято не было, а решено было лишь продолжить переговоры. Напомним, до сих пор, согласно двусторонним договоренностям, Москва пользовалась базой бесплатно.
По словам гендиректора Центра по изучению процессов в СНГ при МГУ Алексея Власова, для России, с учетом агрессивной политики США в Центральной Азии, база в Таджикистане «жизненно необходима», поэтому Россия может согласиться заплатить. «Трудно оценить военно-политический эффект от наличия базы в Таджикистане. Не исключено, что он стоит значительно больше $300 млн.»,— сказал господин Власов.
Кстати, в начале июля президент Таджикистана Эмомали Рахмон предложил Вашингтону использовать для переброски грузов в Афганистан аэропорт Айни.
В свою очередь директор Института национальной стратегии Станислав Белковский (Москва) считает, что сам факт того, что Душанбе запросил денег у Кремля, свидетельствует о двух важных тенденциях. «Первая — это ослабление России. Ее эксклюзивная роль как политического и военного модератора в Центральной Азии осталась в прошлом. Таджикистан готов к тому, чтобы Россия ушла и ее военное присутствие на его территории прекратилось»,— сказал он «i».
Вторая причина, по мнению эксперта, заключается в «обиде на Россию», поскольку в ряде экономических проектов в отрасли гидроэнергетики, которые представляют для Таджикистана особую важность, в качестве приоритетного партнера Россия рассматривает другие страны региона, в первую очередь Киргизию. Тем не менее господин Белковский уверен, что ввиду сложившейся ситуации, руководители двух стран смогут договориться. «Думаю, что будет найден некий компромисс. Москва согласится платить определенную сумму, правда, не такую большую, как запросил Таджикистан. Но в обмен даст гарантии Душанбе о дополнительных российских инвестициях в гидроэнергетику страны, что имеет исключительно важное значение для второй»,— добавил эксперт.
Впрочем, некоторые эксперты полагают, что в сохранении 201-й российской военной базы Таджикистан до сих пор заинтересован, поскольку вопрос о ее выводе никогда со стороны официальных властей страны не ставился. Мол, в случае возможности возникновения внутренней нестабильности в стране, поддержка российских военных была бы нелишней.
Напомним, именно 201-я российская военная мотострелковая дивизия, впоследствии получившая статус базы, в годы гражданской войны (1992-1996 гг.) в Таджикистане принимала активное участие в наведении конституционного порядка и оказывала военно-техническую помощь правительственным силам. После завершения гражданской войны на российских предприятиях были отремонтированы радиолокационные станции и зенитно-ракетные комплексы С-125, которые затем поступили на вооружение частей ПВО Таджикистана. Государственную границу страны до 2001 г. охраняли российские пограничники. В 2006-2007 гг. Россия предоставила этой стране безвозмездную военную помощь на сумму около $1 млрд.
Российская военная база в Таджикистане была создана в 2005 г. на основе 201-й мотострелковой дивизии, дислоцированной в республике с 1993 г. в соответствии с договором о дружбе между двумя странами. На базе служат около 6 тыс. российских военных, базируются около 450 танков, БТР и БМП, зенитные установки и ракетные комплексы «Игла», а также штурмовики Су-25 и вертолеты Ми-24 и Ми-8.
Размещение российских войск регулируется соглашением от 2008 г. о совместном планировании применения войск, которое предусматривает анализ военно-политической обстановки в регионе и определение состава коалиционной группировки войск.