Финансовая двадцатка меняет правила игры и обсуждает завершение антикризисных мер
Министры финансов стран «большой двадцатки» договорились ограничить премии работникам финансового сектора, увеличить размер собственного капитала банков, продолжить действие программ государственного стимулирования экономики и перераспределить квоты в МВФ.
В Лондоне состоялось заседание министров финансов стран «большой двадцатки», в ходе которого был сделан ряд важных договоренностей.
Бонусы
Министры согласовали механизм ограничения высоких премиальных, которые получали работники банковского сектора. Новые правила выплаты бонусов свяжут денежное вознаграждение менеджеров с долговременными результатами работы банков. Выплата премий должна производиться только через несколько лет — когда станет очевидным позитивный результат деятельности того или иного менеджера. Премии предполагается выплачивать не деньгами, а акциями компаний — таким образом финансовое положение менеджеров будет напрямую зависеть от успеха их компаний.
За ограничение бонусов топ-менеджерам высказывались ряд стран большой двадцатки, а семь государств ЕС подписали специальный документ, где призвали «двадцатку» ограничить подобные премиальные выплаты. Франция и Германия настаивали на введении верхней границы окладов менеджеров банков. Министр финансов Франции заявила, что высокие бонусы могут привести к повторению кризиса.
В оппозиции этому предложению континентальной Европы оказались США и Великобритания. По мнению канцлера казначейства (министра финансов) Великобритании Алистера Дарлинга, введение предельных размеров бонусов легко обойти и гораздо важнее изменить царящую в банках практику.
Согласованное коммюнике совпадает с позицией Великобритании, которая возражала против предложений Франции и Германии. «Мы пытаемся сделать так, чтобы руководящие работники — те, кто влияет на то, как работает компания,— были привязаны к условиям, которые заставят их думать о долговременных перспективах. И, что самое важное, чтобы можно было отобрать у них полученное в том случае, если из-за неправильной оценки ситуации они не добиваются нужного результата»,— заявил господин Дарлинг. В контракты банкиров будет водиться пункт, согласно которому бонус придется вернуть в том случае, если по прошествии времени их решения окажутся неверными. «Двадцатка» также призвала провести реформу корпоративного управления в части проведения надзора за выплатами, зависящими от рисков.
Крупнейшая британская благотворительная организация Oxfam выразила разочарование тем, какое внимание главы финансовых ведомств уделили бонусам банкиров, и призвала снова рассмотреть предложение о благотворительном налоге на финансовые операции. «Если бы «большая двадцатка» серьезно относилась к вопросу работы банков в интересах обычных людей, она бы согласилась ввести глобальный налог на валютные транзакции, который помог бы собрать $50 млрд. для миллионов людей, прозябающих в бедности по вине жадных банкиров»,— заявил старший советник Oxfam Макс Лоусон.
Капитал
Министры финансов «двадцатки» поддержали предложение США об увеличении размера собственного капитала банков в целях повышения гарантий кредитно-финансовых институтов по инвестиционным проектам. По мнению аналитиков, эта договоренность является прорывом в области реформирования финансового сектора. Кроме того, группе экспертов из Совета по финансовой стабильности было поручено разработать процедуру контролируемого закрытия финансового института в случае грозящего ему банкротства. В частности, этой процедурой должны быть предусмотрены шаги по защите вкладчиков такого банка.
Стратегии выхода
Главы финансовых ведомств «большой двадцатки» разошлась во мнениях в отношении exit strategy («стратегии выхода»), дискутируя о том, пришло ли время сворачивать антикризисные программы государственного стимулирования экономики. Германия и Франция, которые преодолели рецессию во втором квартале и зафиксировали рост ВВП на уровне 0,3%, выступили за скорейшее начало exit strategy. Другие государства, в частности, Великобритания и страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), высказывались против поспешного сворачивания антикризисных программ. В конечном итоге министры согласились продолжать государственное стимулирование экономики, что и было зафиксировано в коммюнике по итогам встречи.
«Мы продолжим необходимые шаги по финансовой поддержке и расширенные монетарные и фискальные меры… до тех пор, пока не будет достигнуто стабильное восстановление»,— говорится в документе, который озвучил Алистер Дарлинг на правах хозяина встречи. При этом министры решили, что в сотрудничестве с МВФ и Советом по финансовой стабильности начнется разработка принципов отказа от антикризисных программ, которые должны носить скоординированный характер, хотя и будут воплощаться отдельными странами в соответствии с конкретной ситуацией.
Директор-распорядитель МВФ Доминик Стросс-Кан также призвал не спешить радоваться преодолению кризиса и напомнил, что его самое болезненное социальное последствие — рост безработицы в мире — достигнет в ближайший год своего пика. По мнению главы МВФ, именно в связи с увеличением безработицы во всем мире, «сейчас еще не время приступать к exit strategies. «Все согласны, что эти стратегии надо обсуждать и готовить, но не применять их сейчас»,— заявил господин Стросс-Кан.
МВФ
Еще один аспект коммюнике, согласованного на министерской встрече в Лондоне,— усиление позиций развивающихся стран при принятии решений в МВФ и Всемирном банке. Развивающиеся страны недовольны нынешней ситуацией, при которой такая страна, как Китай, имеет те же права при голосовании, как Нидерланды — несмотря на явную разницу в масштабе их экономик. Финансовая «большая двадцатка» согласилась на «значительное» расширение влияния развивающихся стран на мировой арене. Глава МВФ подтвердил, что процесс пересмотра квот будет завершен в январе 2011 г., как и планировалось, однако отказался назвать конкретные параметры этого пересмотра.
Накануне лондонской встречи страны БРИК призвали перераспределить квоты от развитых стран к развивающимся в МВФ на 7%, и во Всемирном банке — на 6%, чтобы достичь равноправного распределения голосов между развитыми и развивающимися странами. «Облигации МВФ остаются для нас лучшим способом предоставления ресурсов МВФ, не подрывающим процесс реформ. Страны БРИК обязуются внести в МВФ $80 млрд. дополнительных взносов на пополнение ресурсов фонда для помощи наиболее пострадавшим от кризиса странам. МВФ как институт, в основе которого лежит принцип квот, должен остаться неизменным»,— говорится в совместном заявлении министров финансов и глав центробанков стран БРИК.