Высокопоставленные официальные лица из 46 стран и международных организаций, включая НАТО и ЕС, собрались 23 августа в Киеве на первый саммит "Крымской платформы". Эта инициатива является частью усилий Украины по возвращению российской оккупации Крыма в международную повестку дня и усилению дипломатического давления на Кремль.
Спустя более семи лет после того, как российские войска впервые потрясли мир, установив контроль над украинским полуостровом, продолжающаяся оккупация перестала привлекать внимание мировой общественности. Однако Киев надеется, что ” Крымская платформа” сможет вызвать новый всплеск внимания к этому вопросу и консолидировать международные усилия, направленные на прекращение оккупации. Как информируют Экономические новости, об этом пишет The Atlantic Council.
Участники инаугурационного мероприятия в украинской столице подписали декларацию, которая однозначно отвергает российскую оккупацию Крыма и призывает к продолжению санкций, а также подчеркивает необходимость усиления защиты прав человека для тех, кто живет в оккупированном Крыму.
“Нам удалось вывести Крым из забвения”, — прокомментировал министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба в интервью Atlantic Council после саммита. “Крым был под угрозой стать забытым вопросом на международном уровне, и это прекрасно сыграло на руку России. Последние семь лет стратегия России строилась на том, чтобы мир забыл о Крыме и принял новую реальность. Поэтому главным достижением саммита “Крымской платформы” стало выведение оккупации Крыма из тени”.
Кулеба стремится подчеркнуть практический прогресс, достигнутый на инаугурационном саммите “Крымской платформы”, и указывает на то, что он называет “сильной” Декларацией Крымской платформы, подписанной всеми участниками. По словам Кулебы, это устанавливает четкую дорожную карту будущих действий и значительно осложняет продолжающуюся оккупацию Крыма Россией.
Еще одним заметным событием саммита стало назначение конкретного правительственного чиновника или министра от каждой страны-участницы, который теперь будет отвечать за вопросы, связанные с российской оккупацией Крыма. “Это создает международную сеть государственных лиц, которые теперь будут заниматься Крымом на постоянной основе, — комментирует Кулеба.
Такие шаги совершенно не приветствуются в Москве. Россия гневно отреагировала на выдвижение инициативы “Крымской платформы”, а пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков назвал саммит 23 августа “антироссийским мероприятием”. Кулеба, по-видимому, приветствует эту реакцию как свидетельство беспокойства Кремля по поводу возвращения крымского вопроса в международную повестку дня. “Россия уже ощущает политическое влияние “Крымской платформы”, поскольку Москва долгое время настаивала на том, что вопрос Крыма решен раз и навсегда”.
Российское противодействие украинской “Крымской платформе” не ограничилось публичными протестами. Многочисленные источники сообщали об интенсивном закулисном лоббировании Россией канцлера Германии Ангелы Меркель, а также лидеров Франции, Италии и Испании с целью сорвать планы Украины на саммите. Достоверность этих утверждений значительно возросла, когда Германия, Франция, Испания и Италия в последнюю минуту объявили об изменении своих планов и отказались направить своих министров иностранных дел в Киев на саммит, как предполагалось, предпочтя вместо этого менее высокопоставленных представителей.
Дипломатично сформулированный ответ Кулебы на это явное неуважение намекает на разочарование Украины. Учитывая давнюю позицию стран G7 по поддержке Украины и непризнанию незаконной оккупации Крыма, им стоило принять участие в этом историческом моменте, и мы сожалеем, что они не смогли присутствовать на саммите”. Канцлер Меркель посетила Киев 22 августа, но отказалась от участия в саммите “Крымской платформы”. Послание России было бы намного сильнее, если бы все главы государств G7 посетили саммит”.
Несмотря на некоторые проблемы с посещаемостью, общий список участников саммита был впечатляющим, в него вошли многочисленные президенты и министры иностранных дел, а также президент Европейского совета Шарль Мишель. Президент США Джо Байден направил своего министра энергетики, как и Германия, что дало возможность провести трехсторонние параллельные переговоры с украинскими коллегами по вопросу газопровода “Северный поток 2”.
Хотя Кулеба осознает усилия России по подрыву инициативы “Крымской платформы”, он с оптимизмом оценивает влияние саммита. Он особенно рад тому сигналу, который он послал Кремлю. “Россия проиграла битву, потому что ключевым политическим посланием саммита было то, что Крым – это Украина. Это послание было передано через освещение платформы “Крым” в сотнях СМИ по всему миру”.
Хотя недавний киевский саммит не предложил никаких немедленных решений проблемы российской оккупации Крыма, Кулеба говорит, что уроки истории дают все основания полагать, что деоккупация полуострова в конце концов произойдет. “Страны Балтии на протяжении десятилетий были оккупированы СССР, но этому пришел конец, когда они воспользовались импульсом, созданным ослабленным Советским Союзом в 1991 году. Украина сделала то же самое”, — отмечает он.
Кулеба считает, что инициатива “Крымская платформа” также помогает решить проблемы, созданные ранее, позволив России отделить Крым от международных усилий по прекращению конфликта на востоке Украины в рамках Нормандского формата и Минских соглашений. Он признает, что этот дипломатический акцент на восточной Украине означал, что оккупация Крыма была “полностью забыта”, но отмечает, что с запуском Крымской платформы “мы сейчас исправляем эту ошибку”.
Министр иностранных дел Украины считает, что наиболее эффективным подходом к решению проблемы Крыма является долгосрочная кампания по прекращению оккупации Крыма Россией. “Это двухэтапная стратегия. Мы должны убедиться, что международное сообщество продолжает оказывать как можно большее давление на Россию в форме санкций и политики непризнания, и в то же время подготовить почву для того момента, когда Россия больше не будет достаточно сильна, чтобы удерживать Крым”.
Недавно запущенная Крымская платформа останется в центре этих усилий. Инаугурационный саммит в Киеве стал ярким событием, которое, похоже, достигло своей первоначальной цели – вернуть продолжающуюся российскую оккупацию Крымского полуострова Украины в центр внимания мировой общественности. Теперь Украина должна убедиться, что это возобновленное внимание международного сообщества сохранится. “Это не было одноразовым событием”, — заключает Кулеба. “Будут еще саммиты”.